От полутора лет до двух. Развитие ребенка. От полутора лет до двух Где на все это взять терпения

  • 18.02.2024

Прогуливаясь вечером с мужем и сыном, сказала вдруг: «Знаешь, ему всего 1 год и 10 месяцев, а мне кажется, что он у нас был всю жизнь ». Ответ мужа еще раз убедил в том, что я вышла замуж за своего человека: «Так и есть, до него у нас была другая жизнь, а в этой - нас всегда трое ».

Люблю такие вечера: прогулки, неспешный кофе в булочной, пока сын стоит у прилавка и «болтает» с пирожными , загостившиеся почти до осени одуванчики в траве по дороге домой, холодные носики и предвкушение теплого вкусного ужина - идиллическая картинка из семейной жизни .

А бывает так, что трудно дышать от гнева. Какого черта ты постоянно орешь? Сколько можно убивать мой мозг своими истериками? Когда я буду жить спокойно? И вот тогда, кто не спрятался - я не виновата.

Мы ведем себя, как шимпанзе

Люди делят 99% генетического материала с шимпанзе. По сути, мы те же шимпанзе, только без шерсти и с развитым речевым аппаратом . Мы можем строить самолеты, ракеты и электромобили, пересаживать сердца и выращивать клонов (и все это благодаря 1% разницы в ДНК), но мы не в состоянии также хорошо контролировать свои эмоции , как работу сложной рукотворной машины. Бортовой компьютер самолета куда легче наладить (мы говорим сейчас о Человеке в целом, а не об отдельных профессиях и людях), чем успокоить двухлетнего ребенка. Потому что в работе компьютера все логично, а в поведении людей многое не поддается простому объяснению.


Что больше всего раздражает родителей полуторагодовалых детей? Истерики. По моим наблюдениям, с 1.6 до 2 лет истерики становятся ежедневными, и чем дальше, тем виртуозней . Если вы думаете, что ваш ребенок устраивает нечто невероятное, зайдите на Youtube, создайте запрос «истерика», и вы увидите, что в этом возрасте они все такие. Все без исключения. Они маленькие шимпанзе , неспособные многое делать самостоятельно, но страстно жаждущие новых ощущений , знаний и движений. И все истерики, разумеется, направлены на тех, кто о них заботится.

Мне стало понятно, что у нас большие проблемы, когда я отлупила своего ребенка за то, что он упал с качели. Он и так был очень напуган, но несравнимо с тем, как испугалась я. И моей реакцией на испуг стал гнев . Из серии «я тебе сколько раз говорила, что ты грохнешься с этой качели, если будешь без конца на ней ерзать?!». Я тоже шимпанзе, но в отличие от натуральных представителей этого вида приматов, я - шимпанзе с расстроенной нервной системой , шимпанзе-истеричка. Так откуда у меня будет спокойный ребенок?



Ребенок полтора - два года: легче уже было

Малыши с полутора лет начинают понимать, что их тело способно на гораздо большее , нежели раньше. Они с удовольствием

  • прыгают,
  • лазают по горкам,
  • бегают,
  • топают,
  • бьют по мячу,

словом, всячески испытывают свои новые физические возможности на прочность. Вместе с нервами родителей , надо признаться. Это самый бурный период в плане двигательной активности любого ребенка , и самый бесконтрольный в плане определения опасностей. У детей нет негативного опыта , они не понимают, что машина может раздавить, для них это всего лишь большая «би-би», такая же, как в ящике с игрушками.

К середине декретного отпуска (1,5 года) мамы устают не столько от хлопот по дому и уходу за малышом, сколько от самого декрета . Не спорю, многие не устают. Или не хотите в этом признаться? Не суть. Большинство декретных мам еще более взвинчены и взрывоопасны, чем были год назад.


Причины просты и вполне объяснимы: ребенок требует внимания больше, чем в 6 месяцев или год, личного пространства становится еще меньше , ежедневная декретная рутина, даже с выходами в парк, в развлекательный центр и гости, все равно достает. Ведь теперь недостаточно просто накормить, поиграть в «ку-ку», искупать и уложить спать, нужно пристально следить за каждым шагом . Ежеминутно, но при этом не ограничивая ребенка в необходимой двигательной активности , не запугивать и не одергивать.

Мама двухлетнего ребенка - это отряд быстрого реагирования , гениальный сыщик и креативный арт-директор. А также учитель по физкультуре, развитию речи, этике и эстетики, семейный психолог, кулинар-диетолог , стилист и менеджер по работе с клиентами. А теперь вспомните, кем вы были до рождения ваших детей? Я была просто специалистом по информации и коммуникации .

В моей жизни все было просто и понятно, и дополнительные обязанности касались смежных видов деятельности , а все остальное делали люди, учившиеся на свои профессии. Теперь я - целая вселенная , а по набору необходимых навыков - многостаночник-профессионал, человек-оркестр. Для ребенка мама - это все. И эта вселенная должна научиться быть в равновесии , иначе будущее мира в опасности.



Что делать?

Многие не согласятся со мной, и это ваше право. А кому-то и вовсе не нужны никакие советы. Но я точно знаю, что есть мамы, которые переживают сейчас то же, что я . И у меня выработалось два универсальных способа, как справляться с собой во время истерических атак ребенка.

1. Восстановление организма. После родов женщинам необходимо проходить курс профилактических манипуляций , направленных на восстановление резервов организма, потраченных во время беременности. Витамины, препараты, содержащие йод (для всех белорусов это будет актуально еще очень долго), препараты с полиненасыщенными жирными кислотами и витамином Е (рыбий жир), фитосборы (если нет аллергии на определенные компоненты). Рекомендации по конкретным препаратам даст хороший маммолог и гинеколог .

Если чувствуете, что психологически не справляетесь с нынешней ситуацией, пора к психотерапевту . Это вовсе не дань моде, почерпнутая из сериалов. Врачи существуют для того, чтобы лечить. А лечить душу (psyche - греч. душа) сложнее, чем сердце. С этого этапа постепенно начнет восстанавливаться ваше равновесие .


2. Позитив, фантазия и переключение внимания. Это дается сложнее, чем курс витаминов, конечно. Всегда быть на позитиве невозможно , потому что мы все живые люди, у нас бывают болезни и просто плохие дни. Но поднять себе настроение , играя с ребенком в драконов, например, можно в любой день.

Внимание, истерика! Он хочет нечто запретное, вы не знаете, как объяснить, что этого нельзя делать. Включите идиота. Начните диалог с чашкой, банкой, ложкой, любым предметом поблизости. Говорите что-то совсем дурацкое и смешное , вроде «о, банка, ты видишь этого маленького ребенка? - Даааа, вижу, он очень симпатичный и умный, и точно знает, чем можно наполнить меня». Вот вижу, как вы читаете и ухмыляетесь. А это всегда срабатывает. И это всегда насмешит не только малыша, но и вас . Значит, плохое настроение и истерика, гуд бай!

В магазине истерику можно точно так переключить на погоню за зеленым зайцем , к примеру. Пока вы ищите вместе с ребенком, куда спрятался зеленый заяц, попутно кладете в корзинку продукты , а он и думать забыл бить кулачками по полу. Чем невероятнее ваша выдумка, тем интереснее.

Ребенок не хочет есть? Мои родители, и я это хорошо помню, делали из хлеба и масла самолетики и танки , которые вполне успешно залетали в ангар и заезжали в гараж. Не хочет идти купаться? А на драконе пролететь в ванну ни один ребенок не откажется.



Где на все это взять терпения?

Будем честными, в мире нет ни одного рудника с залежами терпения. Как нет ни одного повторяющегося ребенка и одинакового родителя . Терпение, сдается мне, произрастает из желания сделать свои отношения с детьми максимально гармоничными и комфортными для обеих сторон. А также из любви. Ведь чтобы понимать детей, нужно вспомнить, что каждый взрослый тоже родом из детства.

Милена Алейникова,

с пожеланиями терпения и фантазии в общении с вашими малышами.

Уважаемые читатели! Вы уже пережили период с 1,5 до 2 лет? Как вы спарвлялись с детскими истериками? Есть ли у вас свой эксклюзивный способ борьбы с детским психозом? Ждем ваших ответов в комментариях!

Полуторагодовалый возраст – важная веха в жизни ребенка. В этот период он совершает своеобразный скачок в развитии: начинает активнее разговаривать. Кроме того, малыш уверенно ходит, быстро бегает и всячески пытается проявлять свою самостоятельность. Разберемся, как организовать режим дня и питание малыша, в какие игры стоит с ним играть, чтобы помочь развиваться.

Физические параметры

Отечественные пособия по педиатрии содержат следующие нормативы роста и веса детей в 18 месяцев:

  • мальчики: рост – 78,5-86 см, вес – 10,2-13 кг;
  • девочки: рост – 77-84,5 см, вес – 9,8-12,2 кг.

Приведенные показатели являются ориентировочными, а не эталонными. Они необходимы, чтобы врач мог оценить общее физическое развитие малыша. Для точного определения соответствия веса тела ребенка его росту и возрасту используются центильные таблицы. Кроме того, принимается во внимание окружность головы и обхват грудной клетки.

В полтора года малыш уже выглядит иначе: пропорции его тела меняются в сторону «взрослых», однако показатели роста и веса остаются индивидуальными. Сравнивать их с данными таблицы можно лишь условно

Режим сна и бодрствования

В 1 год 6 месяцев большинство малышей спит в дневное время один раз в течение 2-3 часов. Ночной отдых продолжается в среднем 10-11 часов. Длительность одного периода бодрствования увеличивается до 5-6 часов.

Некоторые дети в полтора года продолжают спать днем два раза по 1-1,5 часа - это нормальное явление. Не нужно резко менять режим дня ребенка (см. также: ). Стоит подождать, когда он сам будет готов перейти к одному дневному отдыху.

Особенности рациона

В 18 месяцев дети кушают 4 раза в день. Интервалы между трапезами составляют максимум 3,5-4,5 часа. Важно, чтобы малыш позавтракал не более чем через 60-90 минут после утреннего пробуждения. Его ужин не должен быть слишком поздним, минимальный промежуток между едой и укладыванием в постель – 1 час.

Желательно, чтобы кроха получал пищу примерно в одно время каждый день с небольшими отклонениями. Ориентировочный график питания:

  • завтрак – 8:00;
  • обед – 13:00;
  • полдник – 16:00;
  • ужин – 19:00.

Режим питания можно варьировать в зависимости от традиционного графика семейных трапез, однако интервалы между кормлениями увеличивать не рекомендуется. В 1,5 года гармоничное развитие ребенка зависит не только от сбалансированности блюд, присутствующих в меню, но и от их рационального распределения в течение дня.

Основные правила составления меню:

  1. В завтрак и ужин нужно включать кашу. В качестве дополнения к трапезе крохе можно предложить овощное блюдо или кисломолочный (молочный) продукт.
  2. Обед, являющийся самой питательной трапезой, должен состоять из двух блюд и свежего овощного салата. На первое стоит приготовить борщ либо суп, на второе – рыбу или мясо с гарниром из отварных (тушеных, запеченных) овощей.
  3. Каждый прием пищи можно дополнять сырыми фруктами и овощами. Другой вариант – их можно давать в виде перекусов.
  4. Вечером перед отходом ко сну ребенку следует предложить стакан кефира или подогретого молока.


Овощная пища для малыша остается превалирующей, ее можно прекрасно комбинировать с мясом и рыбой. Блюда в виде пюре тоже остаются, хотя чаще их заменяют нарезанными или свежими

Физическое и интеллектуальное развитие

В 1,5 года ребенок умеет делать очень многое. Базовые достижения одинаковы для мальчиков и девочек. Физическое развитие позволяет малышу совершать сложные действия. Основные моторные навыки :

  • ребенок может ходить не только прямо, но и по кругу, а также обходить препятствия;
  • он реже спотыкается и падает, поскольку учится смотреть под ноги;
  • многие малыши начинают быстро бегать;
  • кроха умеет присаживаться на корточки;
  • у него получается открывать дверь в комнату;
  • ребенок учится играть мячом – подбрасывать его в разных направлениях;
  • он может подняться по лесенке приставными шажками, но спуститься по ней без посторонней помощи ему тяжело.

В интеллектуальном развитии ребенка в полтора года происходит ощутимый прорыв. Малыш умеет:

  • с помощью карандаша или фломастера рисовать овалы, зигзаги, штрихи, прямые линии;
  • собирать сортер – вкладывать фигурки с различными очертаниями в соответствующие окошки;
  • находить предмет аналогичный тому, который взрослый показывает вживую или на картинке;
  • отличать кубик от мячика или кирпичика;
  • находить одинаковые предметы;
  • показывать вещи по просьбе взрослого;
  • ориентироваться в формах и размерах;
  • собирать пирамидку из 3-4 колец (после увиденного примера) (рекомендуем прочитать: ).


В этом возрасте для деток наиболее интересны игры с объемом, цветом и формой - они позволяют изучить свойства предметов и подготовить ребенка к получению новых навыков

В 1 год 6 месяцев значительно усложняются игровые действия ребенка. Он обладает способностью:

  • заменять подручными предметами реальные;
  • повторять некоторые действия взрослых и сверстников;
  • изображать «чтение» книги;
  • использовать один предмет, чтобы добраться до второго;
  • катить перед или за собой игрушку (каталку, коляску).

Бытовые умения , которыми малыш владеет в 1,5 года, облегчают повседневный уход за ним. В этом возрасте ребенок:

  • начинает приучаться к горшку;
  • пьет из чашки, лишь изредка обливаясь;
  • аккуратно самостоятельно кушает ложкой полужидкую пищу;
  • расстраивается, если испачкался.

Речевые навыки

В полтора года у ребенка происходит скачок в становлении речи. Он начинает хорошо понимать обращенные к нему фразы, а также произносить новые слова и словосочетания. Малыш осознает смысл многих предложений. Он способен показывать части тела по просьбе взрослого, а также выполнять указания. Например, ему можно сказать «возьми грушу со стола» или «открой коробку» - он совершит эти действия.

Словарный запас крохи, которым он активно пользуется, составляет около четырех десятков слов. Происходит постепенная замена младенческих вариантов названий на обычные формы: «мяу-мяу» становится «кошкой». Чтобы развивать речь малыша в правильном направлении, маме и папе следует перестать «лепетать», а говорить с сыном или дочкой на «взрослом» языке. Кроха может подражать родителям, повторяя слова, которые они часто употребляют.

В 18 месяцев не все малыши умеют строить фразы. Раньше с этим навыком справляются девочки. Многие дети, пытаясь составить синтаксическую конструкцию, помогают себе мимикой, взглядом и жестами - родителям стоит обязательно обращать на это внимание и стараться понять ребенка.

Развивающие игрушки

Полуторагодовалый ребенок активно впитывает новые впечатления и знания. В этом возрасте неосуществимо целенаправленное обучение. Развивать навыки малыша можно только в процессе игр, поэтому в режим дня обязательно нужно включить много увлекательных занятий. Для этого стоит обзавестись различными игрушками и подручными предметами.

Игровой развивающий инвентарь, который необходим малышу в 1,5 года:

  • для речи – книжки со стихами, кубики и карточки с изображениями транспорта, фруктов, овощей, животных, деревьев;
  • для сюжетных игр – наборы пластиковых фруктов и овощей, куклы, мебель, аксессуары и одежда для них, детская посуда, фигурки животных;
  • для координации движений – разные по диаметру мячи, машинки, каталки, обруч;
  • для музыкальных способностей – стучалки, барабан, ксилофон, дудки, детское пианино;
  • для мелкой моторики – шнуровки, игрушки, в которых нужно соединять детали;
  • для расширения кругозора (знаний о цветах, формах, свойствах предметов) – пирамидки, матрешки, неваляшки, игрушки для песочницы, сортеры, стаканчики и так далее.

Многое из перечисленного можно делать самостоятельно, просмотрев в глобальной сети видео с инструкциями. К этому занятию стоит привлекать малыша.

Полтора/ два/, полу/тора дву/х … Слитно. Раздельно. Через дефис.

полтора-два - полтор а дв а, пол утора дв ух … Русский орфографический словарь

два - числ., употр. наиб. часто Морфология: сколько? два дома, сколько? две руки, (нет) скольких? двух домов, рук, скольким? двум домам, рукам, (вижу) сколько? два дома, (вижу) сколько? две руки, (вижу) сколько? двух человек, сколькими? двумя домами,… … Толковый словарь Дмитриева

ПОЛТОРА - ПОЛТОРА, муж. и ср., полторы, жен. числ. колич.; склонение см. параграф61 (из пол втора половина второго, один целый и еще половина другого). Число, количество, равное единице с половиною. Прибавить полтора к двум. Вычесть из полутора четверть.… … Толковый словарь Ушакова

полтора человека - наперечет, раз другой и обчелся, считанное число, мало, считанные единицы, по пальцам пересчитать, по пальцам можно пересчитать, горстка, немного, в обрез, по головам можно перечесть, по головам можно пересчитать, один два и обчелся, раз два и… … Словарь синонимов

полтора - Полтора человека (разг. шутл.) очень мало людей, почти никого. Собралось полтора человека. Ни два, ни полтора (разг.) ни то, ни се; нечто неопределенное. Близко, близко, а ведь сорок верст еще. Спиздишься выехать, будет ни два ни… … Фразеологический словарь русского языка

Полтора квадратных метра - Жанр: повесть

полтора - полтора и полторы числ., употр. часто Морфология: сколько? полтора, (нет) скольких? полутора, скольким? полутора, (вижу) сколько? полтора, сколькими? полутора, о скольких? о полутора 1. В разговоре о числе, количестве чего либо полтора значит… … Толковый словарь Дмитриева

полтора - полутора, м. и ср. (о времени, объёме, размере); ПОЛТОРЫ, полутора; ж. (о количестве). числ. колич. Число, количество чего л., равное единице с половиной. Полтора стакана. Полтора метра. Полтора года. Полторы страницы. Полторы буханки. В полтора… … Энциклопедический словарь

Полтора человека - Полтора человѣка (собралось) иноск. очень мало, почти никого не было (т. е. разъ два и... обчелся). Ср. Абсентеизмъ въ собраніяхъ (думскихъ) поразительный: соберется полтора человѣка... «засѣданіе не состоялось за неприбытіемъ законнаго числа… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Таро Тота. Таро - просто, как раз, два, три. Мистическое Таро Алистера Кроули (количество томов: 3) , Кроули Алистер. В комплект входят следующие книги. "Таро Тота" (брошюра). Искусство предсказания будущего столь же старо, как само человечество. Особое место в нем занимают различные виды гадания с помощью… Купить за 784 руб
  • Два шага до горизонта , Алексей Калугин. Все во Вселенной взаимосвязано, и 156 планет, разбросанных по разным ее уголкам, обитатели большинства из которых даже и не подозревают о существовании своих соседей, невидимой нитью…

Воспитание мальчика до трех лет

Казалось бы, как воспитывать мальчика с года, если он ещё только учится ходить, познает мир, как материю, и вроде бы и не понимает взрослых.

До трех лет ребенок неосознанно копирует родителей: мальчик – отца, девочка – мать. Мальчик на подсознательном уровне изучает привычки отца, и особенно те, которые отец осуществляет легко и непринужденно, те привычки, которые приносят ему радость.

Ребенок чувствует эмоциональное удовлетворение отца и запоминает то, что приносит ему это позитивное состояние. Поэтому, милые папочки, старайтесь получать удовлетворение от правильных вещей: жены, ребенка, книг, познания, труда, семьи. Потому что, если удовольствие состоит в бутылке пива и телевизоре, вы опускаете духовный и интеллектуальный уровень ребенка на более низкую ступень старта в будущее. И, вместо того, чтобы получать наслаждение от позитивных вещей, имеете проблему в виде его стремления остановится на алкоголе и бездеятельности.

Никогда, дорогие папочки, не перекладывайте воспитание свого сына на жену. С самых ранних лет младенца вы должны помнить, что женщина не сделает из него мужчины. Она может только поддерживать вас в вашем воспитании, помогать, организовывать быт и возможности для этого воспитания. Здесь секрет в том, что, качества человека, с которым ребенок больше общается, он вбирает в себя.

В полтора-два года (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинается активный период становления речи. Запас слов до года – около тридцати. Вопросы «Где?», «Как?» исполняют специфические функции организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения ситуации («Дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути – они глаголы.

Не спешите отгонять от себя малыша. Ему нужно познавать мир, запоминать. Сейчас он проходит настройку (адаптацию) в нем.

Теперь, после , он – полноправный член рода. И ему за очень короткий период нужно понять этот мир. Более того, выучить столько слов и понятий! Поэтому помогите ему. Особенно его вдохновляет общение с отцом, ведь это доверие к нему, познание его, изучение мужской энергии. Всё это крайне необходимо маленькому мужчине на первых ступенях его сознательной жизни.

Во время обучения речи с ребенком нужно говорить четко, выразительно, чтобы передавать ему навыки правильного произношения, показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения речи происходит успешнее, когда ребенку в этом помогают родители.

До трех лет происходит разделение психического развития мальчиков и девочек. Им свойственны разные типы главной деятельности. У мальчиков формируется наглядная деятельность, которая включает манипуляцию с предметами человеческого производства, задатки конструирования, вследствие чего у мужчин лучше развито прямое, логическое, абстрактное мышление.

Половое отличие в поведении детей обусловлено не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Направленность мальчиков и девочек на разные виды деятельности задается самым обществом вследствие усвоения культурных образцов. Поэтому, начиная с трех лет важно, чтобы в воспитании и познании мальчика принимал участие отец. Важно, чтобы ребенка сознательно готовили к половому самоопределению.

Так до трех лет у детей появляются задатки самосознания, самооценка. Ребенок прорабатывает 90% работы по усвоению речи. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у младенца до года. Это – представление о частях свого тела, но обобщить их малыш пока еще не может. При направленном обучении взрослыми ребенок до полутора лет может узнавать себя в зеркале, усваивает самоопределение отображения своей внешности.

До трех лет – новый этап самоидентификации. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе сегодня. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает власть над самим собой.

Трехлетний ребенок интересуется всем, что с ним связано, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особенном интересе к людям, которые носят это же имя.

До трех лет ребенок осознаёт уже, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него те, кто его окружает. Выяснение ребенком принадлежности к определенному полу происходит в первые два-три года, и присутствие отца при этом чрезвычайно важно. Для мальчиков потеря отца после четырех лет мало отражается на усвоении социальных ролей. Потому что время усвоения себя как мужчины длится именно до трех лет.

И потому еще раз напоминаем, милые отцы, пример мужчины вы закладываете в сына именно сейчас, а не потом. Поэтому не поленитесь, отложите все дела и научитесь отдыхать с сыном, общаясь с ним, играя в игры, рассказывая сказки о мужественных воинах, о достойных мужских подвигах. Не важно, поймет малыш или нет, но необходимые образы «загрузятся» в его сознание автоматически.

До трех лет ребенок проявляет начало самоосознания. У него развивается стремление достичь признания со стороны взрослых. Позитивно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах ребенка, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Словарный запас детей в полтора года содержит обычно около десяти слов, в 1.8 года – 50 слов, в два года – около двухсот. До трех лет словарный запас составляет уже 900-1 000 слов. Современные психологи установили прямую зависимость между количеством и качеством общения в семейном кругу и качеством развития речи ребенка в три года.

Критическим периодом в развитии детской речи является возраст от десяти месяцев до полутора лет. Именно в этот период нужны спокойные развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении речи дети всех народов проходят стадии односложных, двусложных и многосложных слов. Во всех существующих на Земле языках существуют правила грамматики, синтаксиса, семантики. Сначала дети полностью обобщают или игнорируют эти правила. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходящих» детей является их телесно-двигательная активность. Дети одного-двух лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который состоит из нескольких разделов.

1 – 1,5 года – экспериментирование с предметами. Главная цель деятельности – в самих экспериментах. Малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену подсознательно-инстинктивному поведению приходит настоящая умственная деятельность, ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.

1,5 – 2 года – появление символического мышления. В этот период у ребенка появляются способности отображать в мозгу психические образы (символы предметов) и воспринимать их в тот или иной момент. Т.е., теперь ребенок может взаимодействовать не только с явными предметами, но и с воображаемыми, представленными предметами. Он уже может решать простые задачи в голове, не прибегая к методу попытки. Кроме того, физические действия тоже благоприятно действуют на успешную работу мышления.

Для восприятия внешнего мира на данном этапе умственного развития характерен эгоцентризм . Ребенок в полтора-два года уже осознает свое обособление, он отделен от других людей и предметов, также он понимает, что некоторые события могут происходить независимо от его желаний. Но он продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия малютки: «Я – центр Вселенной!», «Весь мир крутится вокруг меня!».

У детей в возрасте от одного до трех лет количество страхов намного больше, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут побаиваться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может их понести за собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, воздушный шар, который медленно сдувается, – всё это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или машинами, которые двигаются. Поэтому многие дети боятся спать одни.

Эти страхи со временем исчезают сами по мере усвоения ребенком более глубоких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпение, гнев родителей могут только усилить детские страхи и содействовать появлению у ребенка чувства обездоленности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Лучшим способом является постепенное приучение к общению с предметами, которые вызывают страх, а также собственный наглядный пример общения с ними.

Поэтому, когда мальчик чего-то боится, не спешите жестко относиться к нему, потому что он – мужчина. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, чтобы в его сознании возникло понимание сущности вещей и действий, которых он боится. Помогите ему пересилить страх, зайдите вместе в темную комнату, которой он боится, возьмите в руки ту вещь, которая пугает сына. Но не тыкайте это ему под нос, подождите, пусть он овладеет своим страхом и сам потянется руками, чтобы дотронуться. Вот где победа над его страхом. Насильно заставляя его погладить кошку или собаку, вы вводите его в состояние аффекта, которое ничего хорошего не даст. А наоборот, проникнет глубоко в подсознание, и будет проявляться страхом перед определенными животными и недоверием к отцу до конца его жизни.

Учите его справляться со страхами, и когда это получилось хорошо, - он сам взял в руки страшную вещь или вошел в комнату, - порадуйтесь вместе с ним, проявляя яркие эмоции на лице и в глазах. Это вдохновит его снова преодолевать страхи. И результат, который он всегда будет ожидать, - блистательная победа.

Но помните, есть вещи, с которыми ребенок не может справиться сам. Поэтому вы должны донести в его сознание, что есть то, что нужно делать только с родителями. Это поможет ему уже рационально разделять опасность и не бросаться бессмысленно к действию.

Дети в возрасте от одного до трех лет все еще зависят от родителей. Они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. В это время для мальчика тоже очень важно и мамино общение, и мамина любовь. Мама учит своего сына получать женскую любовь. Часто мужчины говорят, что нельзя нежить сына. Но пусть они сами задумаются, сколько женской любви и внимания требует уже взрослый мужчина. Интимная любовь – это тоже нежность и проявление чувств женщины, уже не говоря о ласковых словах, объятиях и т.п.

Каждую ночь взрослый мужчина получает женское тепло, прикасаясь к любимому телу. Так же и мальчик-ребенок. Ему очень нужна материнская любовь и ласка. Она словно наполняет его силой и уверенностью в себе, а также эмоциональной зрелостью для новых свершений. Теперь, когда ребенок наполнен любовью, отец может обучать его и тренировать мужество. Только это общение должно быть один на один, без участия матери, чтобы ребенок не чувствовал, что есть кто-то, кто может пожалеть, и где он может расслабиться.

Когда ваше общение закончилось, и вы достигли нужных результатов, можете похвалить сына и оставить его одного. Пусть самостоятельно играет или отдыхает. Нельзя сразу же отдавать его матери, особенно, если ему было очень тяжело, и он проявлял негативные эмоции.

Ребенок на примере отца должен увидеть, как реагировать на страх, боль, как проявлять свои эмоции. Поэтому именно отец должен его успокоить и помочь перейти эмоциональный барьер. В противном случае, как только появятся трудности, он будет бежать к женщине, чтобы она решала за него проблемы и жалела его. Мать проявляет любовь, когда ребенок просыпается, когда кормит его, когда обучает, когда укладывает спать. Но когда воспитывает отец, она не должна вмешиваться в мужское обучение.

Конечно, дорогие отцы, нельзя переступать границу и в обучении. Часто бывает, что отец не воспитывал постоянно, систематически своего сына, а раз в неделю, когда у него появилось настроение, взялся за воспитание. Как правило, такого общения, какого он желал бы у него не получится. Как следствие, на ребенка и мать выливается отцовская агрессия, что у него сын – баба, что жена испортила всё воспитание. Заканчивается всё тем, что отец отдаляется от сына вообще. Помните: воспитание – это длительный процесс. Поэтому, чтобы не было подобных ситуаций, ребенка нужно приучать к урокам с отцом постепенно, проводить их систематически и с хорошим настроением. Тогда и у вас, и у ребенка всё будет хорошо.

В воспитании ребенка принимает участие весь мир. Кроме мамы и отца, есть бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди, такой опасный телевизор и мир природы. Родители должны осознать, что всё вокруг них направлено на воспитание их ребенка. Поэтому нужно в полной мере использовать эти возможности.

Женщина-мать учит сына любить, принимать и проявлять любовь. Она печется о комфорте ребенка (кушать, спать, быть в чистоте и т.д.)

Мужчина-отец учит сына мужеству, принимать, анализировать и отдавать знания. Все мужские качества ему вкладываете вы, дорогой наш отец.

И кто из родителей не дорабатывает, те качества и будут в ребенке слабо проявлены. Поэтому, когда вы видите, что мальчик ведет себя не как мужчина, это значит, что отец совершил промах в его воспитании. А ещё это значит, что он копирует отца. Просто себе трудно признаться, что вы себя ведете «как баба», а ребенку бросить это слово в состоянии агрессии запросто.

Если ваш сын не проявляет в себе мужские качества, это значит, что этих качеств нет и у вас. Потому что, когда ему было от одного до трех лет, он не имел объекта копирования мужских качеств. Да, вы можете возразить: «Я – вот такой, такой… Достиг того и того!». Но вы не забывайте, что ваш ребенок ещё не того возраста, что вы, и у него свои жизненные задачи.

Поэтому, дорогой папочка, сядьте и задумайтесь, как вы себя проявляете в мире. Не видят ли вас люди таким, каким вы видите своего сына? Спросите у жены. Но так спрашивайте, чтобы она не боялась вашей агрессии или неудовольствия от честного ответа.

Женщина всегда чувствует, насколько муж является мужчиной. Если она не будет бояться вашего разочарования и это не повлияет на ваши отношения, то она всегда поможет увидеть вам правду о себе. Но никогда не нужно падать духом. Так случилось, что эти такие нужные вам черты, не вложил в вас ваш отец. Но можно же работать над собой. А это уже немало. Ведь есть для чего. Если вы станете лучше, ваш сын станет настоящим мужчиной!

Помните: никогда не поздно. Мы знаем много случаев, когда мать и отец работой над собой меняли характер и поведение сыновей, которым уже далеко за пятнадцать. Поэтому работать нужно уже сейчас.

Вернемся все же к нашему трехлетнему малышу. В его развитии есть критические моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы воспитание проходило приятно и без стрессов. Итак, в этот период ребенок может проявлять:

- негативизм. Это реакция не на содержание предложений взрослых, а на то, что оно исходит от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.

- упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого пожелал, он связан своим первичным решением.

- норовистость. Она безличностна, направлена против норм воспитания, способа жизни, который сложился до трех лет.

- своеволие . Стремится всё делать сам.

- протест-бунт . Ребенок в состоянии войны с окружающими.

- симптом обесценивания . Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, раздражать и обзывать родителей.

- деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать всё, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность.

Такое поведение протекает, как кризис социальных отношений и связано со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция: «Я сам!». Ребенок узнает разницу между «нужно» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффектной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, независимость, самостоятельность. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся делать выбор сами. Чувство стыда и неуверенности вместо независимости возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают любые попытки самостоятельности.

Зона ближайшего развития ребенка состоит в получении «могу». Он должен научиться соотносить свое «хочу» с «нужно» и «нельзя» и на этом основании определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запрещения). Следует дать ребенку сферу деятельности, где он мог бы проявлять самостоятельность.

Эта сфера деятельности – в игре. Игра с её особенными правилами и нормами, которые отображают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность.