Сказка к пословице «Хвастовство само себя наказывает. Беседа о хвастовстве Вопросы по сказке «Хвастливый комар»

  • 01.01.2024

На одной улице большого города располагался крупный микрорайон. В этом микрорайоне стояли такие высокие дома, что когда поднимаешь голову и смотришь на верхние этажи, то кружится голова. А обычные девятиэтажные и четырнадцатиэтажные дома казались спичечными коробками по сравнению с этими гигантами. Иногда даже пролетавшие тучи оказывались ниже их крыш. Вот какие высокие они были!

И вот, приходит однажды девочка во двор. Увидела она на площадке играющих детей и присоединилась к их игре. А потом, когда все они немного устали от забав, девочка им и говорит:

Я вчера познакомилась с одним мальчиком, он очень смелый и храбрый!

А её друзья по играм внимательно слушали и радовались, что она теперь знает такого мальчика, о которых обычно снимают кино и пишут в книжках.

Они немного завидовали маленькой девочке, и каждому хотелось рассказать эту новость тому, кто о ней ещё не слышал, и гордиться своим знакомством с нашей девочкой.

А девочка спешила их порадовать:

Сегодня мальчик с мамой должны прийти в клинику, которая у нас на первом этаже дома. Я вас с ним познакомлю.

Прошло немного времени. И вот идёт мальчик с мамой. Дети узнали от девочки, что это он, и позвали мальчика поиграть с ним. Мальчик подошёл к ним, пока мама ходила узнавать о приёме к врачу.

Все дети наперебой начали называть свои имена и предложили мальчику дружить с ними, а он нехотя согласился:

А вы мне подарите что-нибудь? Чтобы я мог считать вас своими друзьями. Или угостите вкусным? Я не могу дружить с вами просто так.

Дети смотрели на него и удивлялись. Они такого ещё не слышали и не видели. Очень диковинно звучали для них слова этого мальчика. А он продолжал говорить:

Я маленький, но храбрый и очень смелый, – расхваливал он себя. – И буду за вас заступаться.

Но только за тех, кто мне понравится.

Дети выслушали его и призадумались. Вроде, всё верно говорит храбрый мальчик, но всё равно они такого никогда ещё не слышали. Дети пообещали, что в следующий раз обязательно ему что-нибудь подарят или чем-нибудь угостят. Ведь у многих из них не нашлось с собой ничего, что можно было бы ему дать. Но половина хороших и добрых детей протянули мальчику свои игрушки, чтобы теперь он считал их своими друзьями. А он складывал все подаренные игрушки вокруг себя и радовался новым приобретениям.

Один мальчик, Артур, который подарил храброму мальчику радиоуправляемую машину, спросил у него:

А ты что подаришь мне на память? И научишь ли меня, как стать храбрым!

Тот ему кивнул и пообещал:

Конечно, научу! Только не сразу. Я ведь не за один день таким стал.

После чего он подошёл к маленькой крохотной девочке. Такой крохотной и очень похожей на маленькую красивую куклу. Взял у неё из рук совочек, отдал маленькому Артуру и говорит:

На, бери! Тебе на память. А заодно смотри, какой я смелый!

Детям не понравилось, как он это сделал.

Вдруг, откуда ни возьмись, бежит маленькая собачка Бася. Эта белая собачка только и умела, что прыгать от радости и хвостом вилять. Ну ещё подавать лапу детям, когда её просили. Даже когда и не просили, она тоже могла дать лапу. Потому что она была добрая. А ещё она очень смешно бегала за мячом.

И вот бежит эта собачка Бася к детям, машет хвостом, торопится и подпрыгивает от счастья, от того, что сейчас наиграется с мальчиками и девочками.

А храбрый и смелый мальчик, увидев её, закричал:

Караул, караул! Спасите!

И побежал к высокой горке, чтобы по ступенькам забежать на верх и там спрятаться от собачки Баси.

Собачка Бася сама-то испугалась этого мальчика и не могла понять, почему он так громко кричит.

Все дети смотрели и не понимали, что с храбрым мальчиком стало. Очень они тогда удивились.

А потом мальчика позвала мама:

Сыночек, пойдём к доктору. Он, как известный доктор Айболит, посмотрит тебе в рот. Нет ли у тебя кариеса.

Что тогда началось.

Он так сильно расплакался от испуга и даже сопротивлялся, лишь бы не ходить к врачу.

А все дети не выдержали и засмеялись. Никакой он не смелый и не храбрый. А просто – хвастунишка!

Дети, конечно, его простили. Ведь дети должны прощать. А то дружиться не с кем будет.

А без дружбы, ребята, никак нельзя.

Но при условии, что тот мальчик никогда больше не будет хвастаться, отнимать игрушки у слабых и бояться врачей. Потому что врачи не страшные. Они, правда, давно об этом знали и ходили каждые полгода к докторам на осмотр. Потому что знали, что за здоровьем надо следить с детства.

Они взяли с него честное слово, которое он им дал.

Я этих мальчиков и девочек встречал уже много лет спустя и тоже с некоторыми из них дружусь. Один из них и рассказал мне эту историю. Когда они повзрослели, никто никогда не вспоминал о той старой смешилке, так они её называли.

С их разрешения я и написал эту сказку. Уж не знаю, понравилась ли она вам. Но тем детям очень понравилась, даже когда они стали взрослыми.

Дорогие дети! Сегодня речь пойдет о хвастовстве, или, как еще называют это плохую наклонность — заносчивость. Наверняка многие из вас уже испытывали на себе это, не совсем хорошее состояние. Например, когда вам родители подарили очень красивую куклу или машинку. И эта игрушка была намного лучше, чем у ваших сверстников по детскому садику или школе. Тогда вы начинали ей хвастатья и чувствовать свое превосходство над другими ребятами. Вот это состояние и есть – самая настоящая заносчивость, которая ни к чему хорошему не приводит!

А чтобы вы еще лучше и нагляднее поняли эту дурную наклонность, давайте прочтем один интересный и поучительный рассказик 🙂

Наследство

«Родители Лизы были люди бедные, но честные и трудолюбивые. Сама Лиза была очень добренькая и ласковая девочка, и все дети в соседстве любили ее за вежливое и милое ее обращение. Всякий охотно играл с нею, несмотря на то, что она была беднее всех и не имела, таких хорошеньких платьиц, как Наташа, Настя и прочие подруги. Они же смотрели не на платье, но на сердце, которое, конечно, стоит больше какой-нибудь шелковой или бархатной тряпки.

Вдруг с Лизой произошла перемена. Родители ее получили большое наследство и разбогатели. Лиза вообразила, что она важнее своих подруг, и сделалась в высшей степени спесивой. От прежней услужливости и любезности у неё не осталось и следов.

Наташа, Настя и прочие подруги ее сначала удивились, а потом стали над нею смеяться, но наконец Настя сказала ей:» “Послушай, Лизочка, ты глупенькая девочка. Если ты не переменишь своего обращения, то останешься одна: мы с тобой играть не будем. Опомнись!”

При этих словах Лиза поморщилась, отвернулась от подруг и сказала: “Теперь я богата - подруги найдутся”. Она, однако же, ошиблась: дети оставили ее, Лиза, покинутая подругами, вскоре сильно соскучилась. Она только теперь увидала, как неприятно быть одной. Сидя у окна, Лиза плакала, поглядывая на веселые игры своих прежних подруг. Наконец мать ее заметила эту перемену и спросила ее: “Почему ты не играешь со своими подругами?”

Сначала Лизе стыдно было сказать причину, но по настоянию матери она созналась в своей глупой выходке, равно как в том, что уже давно раскаивается в своей заносчивости.

“Ступай сейчас же к своим подругам, извинись перед ними, - сказала мать. - И помни, что не богатство, но ласковое и сердечное обращение делает человека любимым. Какое другим дело до того, богата ты или нет? Разве они пользуются твоим богатством? Оставь навсегда глупую спесь и не допускай, чтобы зло укоренилось в твоем сердце”.

Лиза тотчас же последовала совету матери, побежала к подругам, ласково попросила у них извинения за свое надменное обращение с ними и снова была с радостью принята в кружок веселых детей. Это, впрочем, весьма хорошо на нее подействовало: с тех пор она никогда не хвасталась богатством отца».

И вам, дорогие ребята, мы того же желаем! Никогда не хвастаться своими красивыми игрушками и не заноситься перед друзьями-сверстниками.

В одном дворе жил котенок, которому очень нравилось пугать птиц. Только присядут на землю голуби и воробьи, чтобы поклевать хлебные крошки, а котенок – тут как тут! Подбегает к ним. Птицы, конечно, пугаются и разлетаются кто куда. А котенок доволен. Говорит: «Посмотрите, какой я грозный! Все меня боятся!». За это его во дворе прозвали котенком-хвастунишкой.

Правда, этот котенок не был злым и не собирался обижать птиц. Просто ему очень хотелось, чтобы все вокруг считали его взрослым и сильным.

Но все равно голуби и воробьи побаивались этого котенка-хвастунишку. Мало ли, что он надумает? Может случайно лапой их задеть. Поэтому они старались побыстрее поклевать крошки, пока котенок их не заметил.

Однажды котенок как всегда притаился у забора и подкарауливал птиц. Как только несколько голубей опустилось на землю, он пулей бросился в их сторону и замяукал свои любимые слова: «Испугались, да? Это я - самый сильный кот во дворе!». Вдруг откуда ни возьмись рядом с котенком появилась собака. Это была длинная рыжая такса, еще не взрослая, но уже и не маленькая. Как залаяла такса на котенка! Котенок от страха залез на дерево - так высоко, как только смог. А голуби на заборе сидят и усмехаются: «Что ж ты, котенок-хвастунишка, сбежал от таксы? Почему не сказал ей, что ты тут самый сильный?».

Сидит котенок на дереве и трясется от страха. Конечно, это перед птицами легко хвастаться. Ведь они не могут дать сдачи. А собака вон какая зубастая!

А такса говорит котенку снизу: «Эй, котенок, ты что, испугался? Я же просто поздороваться пришла. Я тут новенькая, теперь буду жить у Саши из пятой квартиры. Извини, не хотела тебя напугать».

«Нет, я не боюсь тебя», - ответил котенок дрожащим от страха голосом. Но с дерева пока не решался спуститься. Тогда он подумал, что, наверно, птицам тоже было неприятно, когда он их пугал.

«Давай, спускайся уже - будем знакомиться», - говорит такса. «Может, подружимся с тобой. Я вижу, что ты от безделья птиц гоняешь».

Котенок растерялся. Раньше у него никогда не было друзей. Хоть и с опаской, но он спустился с дерева. В тот день котенок подружился с собакой таксой. С тех пор они часто играли вместе, а котенок перестал пугать птиц. Во-первых, теперь у него не было на это времени. Во-вторых, он понял: глупо хвастаться тем, что его боятся беспомощные птицы. Теперь он старался показать свои лучшие черты характера - доброту, смелость, сообразительность, и у него появилось много новых друзей.

Эту терапевтическую сказку можно рассказать тем детям, которые считают, что они могут делать что-то лучше других и поэтому предпочитают сделать это сами, чем в команде.

За иллюстрацию спасибо Жене Ясной !

Сказка про хвастливого муравья

На лесной полянке, залитой солнечным светом, стоял муравейник. Жила в нём дружная и работящая муравьиная семья. Время шло, семья разрасталась, и скоро муравьи поняли, что в старом муравейники им не хватает места, и нужно строить новый.

Собрались муравьи вместе, чтобы решить, кто чем будет заниматься на строительстве нового муравейника. Кто-то палочки, веточки и травинки таскает, кто-то их с землёй и песком смешивает, другие строят ходы, выходы, комнаты и лабиринты коридоров.

Жил в муравьиной семье муравей по имени Быстроножка. Среди других муравьёв считался он хорошим строителем. Ну а сам он вообще был уверен, что лучше его в лесу никто не умеет строить муравейники.

Муравей начальник решил, что Быстроножка с отрядом других десяти муравьёв отправится на строительство западной части муравейника.

— И зачем они все мне там нужны? - спросил его Быстроножка. - Копошатся, толком ничего не делают, только мне мешают, лучше бы я сам всё построил. Я ведь самый лучший муравей строителем в нашем лесу!

— Ты, конечно, хороший строитель, Быстроножка, — кивнул муравей-начальник, но один с такой работой не справишься. Это дело для отряда муравьёв.

— Я?Да не справлюсь? - воскликнул Быстроножка. - Да я смогу построить западную часть в одиночестве лучше и быстрей, чем отряд муравьёв!

Муравей-начальник был старым опытным строителем. Ему, конечно, не понравилось поведение Быстроножки. Он не любил хвастунов, поэтому решил преподать молодому муравью урок.

— Ну, что ж, если ты так считаешь, то отправляйся сам строить западную часть, — сказал он Быстроножке. Через три дня она должна быть готова.

Обрадовался Быстроножка. Он потирал лапки и думал, что он покажет всем муравьям, какой он замечательный строитель. Он не только западную часть, да и весь муравейник сможет сам построить!

Недолго думая, взялся Быстроножка за строительство. Из смеси веточек и палочек с землёй, он принялся строить коридоры и комнатки. Да вот беда, смесь быстро сохла, так что он не успевал использовать её для постройки. Если бы Быстроножка работал с другими муравьями, то каждый из них был бы занят строительством отдельной комнаты, но он-то был один.

— Я просто буду строить быстрей! — решил Быстроножка. - Смесь не успеет высохнуть.

Мы-то с вами понимаем, что быстрей не означает лучше. Быстроножка стал торопиться, и комнаты и коридоры стали выходить у него как попало, да и время поджимало. Ведь на строительство западной части было отведено всего три дня.

— Ничего! Я самый лучший строитель! - говорил себе Быстроножка. - Даже если я не буду очень стараться, у меня всё равно выйдет лучше других.

Можете себе представить, он, действительно, закончил строительство западной части к концу третьего дня?! Утром на проверку строительства пришёл муравей-начальник.

— Да, ты успел построить западную часть, — сказал он Быстроножке. - Но вот достаточно ли она крепкая? Выдержит ли муравейник, если на него, например, сядет тяжёлая птица?

— Я самый лучший строитель! Моя часть - самая крепкая! - снова стал хвастаться Быстроножка.

Но начальнику не достаточно было слов хвастливого муравья. Он позвал тысячу муравьёв из муравейника и попросил их всех сразу взобраться на крышу западной части. Как вы думаете, выдержала ли западная часть тяжести тысячи муравьёв? Конечно, нет! Крыша рухнула, все коридоры и комнаты оказались засыпаны землёй.

Как же стыдно стало в тот момент Быстроножке! Он вдруг понял, какую ошибку совершил, как ужасно себя вёл и подвёл свою семью. Захотелось Быстроножке убежать и спрятаться под какой-нибудь листок, но тогда бы он стал не только хвастуном, но и трусом.

Пристыжено опустив голову, Быстроножа сказал:

— Я был не прав, и вёл себя как ужасный хвастун, а не член дружной муравьиной семьи.

— Я рад, что ты это понял, — кивнул муравей-начальник.

— Прошу вас простить меня и дать мне команду муравьёв для строительства западной части муравейника! Ведь правда в том, что со строительством муравейника под силу справится только команде муравьёв, — попросил Быстроножка.

Конечно, муравьи простили своего хвастливого товарища. Как только Быстроножка перестал хвастаться, они сразу же забыли об этом случае, и все дружно отправились на строительство западной части.

Через несколько дней муравейник был достроен, а муравей Быстроножка очень гордился работой своей команды.

Дать детям представление о хвастовстве, о том, что хвастаться некрасиво;

Учить характеризовать главного героя сказки, давать оценку его поведению;

Упражнять детей в образовании существительных с суффиксом -ищ-;

Развивать память и сообразительность, внимание и интерес к занятиям;

Учить пословицы, учить понимать их значение;

Закреплять знания о величине предметов.

Словарь: хвастун, трусишка, взаимопомощь, храбрец.

Оборудование: кукла Петрушка, кирпичи, планка, варежкин театр «Заяц-Хваста» (см. в Приложении).

Предварительная работа

1. Дидактическая игра «Оцени поступок».

2. Чтение сказки «Заяц-Хваста».

3. Рассматривание иллюстраций к сказке «Заяц-Хваста».

Ход занятия:

1. Игровой момент

Дети сидят полукругом на ковре. Заходит Петрушка.

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости, хочу посмотреть, что вы умеете делать, узнать, что вы знаете. Л нот я умею все-все делать. И все-все знаю. Хотите, я сейчас сто раз присяду?

Дети: Хотим.

Петрушка приседает десять раз. У него болит спина.

Петрушка: Ладно, потом доприседаю. А хотите, я перепрыгну через эту планку?

Дети идут в игровой уголок, там заранее приготовлено препятствие. Петрушка прыгает и сбивает планку.

Петрушка: Ай, ладно. Это я не с той ноги прыгнул. А я знаю, как называется ваш детский сад: «Золотой колокольчик».

Дети: Нет, «Золотой ключик».

Петрушка: А группа ваша называется «Заинька».

Дети: Нет, «Красная Шапочка»!

Петрушка: Ну, это я что-то перепутал с названиями.

Воспитатель: Ребята, хорошо ли поступает Петрушка? Что он делает? Как его можно назвать? Правильно - хвастунишка. Петрушка, а хвастаться некрасиво. Если бы ты все, что говорил, сделал, мы бы тебя похвалили. А так мы тебя постыдим.

Дети говорят, что хвастаться некрасиво.

2. Дидактическая игра «Придумай слово»

Воспитатель: Теперь я предлагаю всем поиграть. Послушайте слова, которые я произнесу: книжище, днище, чемоданище, альбомище, столище. О каких по величине предметах идет речь? Покажите. Нарисуйте глазами маленький круг, а потом большой, огромный. Ребята, а вы сможете назвать такие слова? (Да). Сможете, или вы просто хвастаетесь? Назовите другие слова, похожие на эти (за правильный ответ дается фишка). Молодцы, вы все правильно придумали. Значит, вы не хвастались.

3. Физкультминутка

В хоровод встал серый зайка

Раз, два, три, четыре, пять –

И присесть могу и встать.

И поэтому с утра

Я кричу: «Ура! Ура!»

Повторяется 2-3 раза .

4. Рассказывание сказки «Заяц-Хваста»

Петрушка: А хотите, я вам сказку расскажу и покажу. Воспитатель: А ты, Петрушка, сможешь или опять хвастаешься? Петрушка: Нет, нет, нет. Слушайте и смотрите.

Рассказывание и показ сказки «Заяц-Хваста» с использованием варежкина театра.

5. Краткая беседа по содержанию

Воспитатель: Как рассказывает о себе заяц? Ответы детей.

Воспитатель: У меня не усы, а усищи, на лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Воспитатель читает цитату, дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом -ищ-.

Воспитатель: Должно быть, в сказке речь идет и зайце-великане?

Ответы детей.

Воспитатель: Так хорошо ли хвастаться? Почему это плохо? Ответы детей.

Воспитатель помогает детям: Потому что это некрасиво. В конце концов, тебе никто не будет верить. И дружить с таким хвастунишкой никто не захочет. Если хвастаться, то и делать нужно все, о чем говоришь, т.е. отвечать зa свои слова. Если сказал, что сто раз присядешь, то надо присесть его раз. Понял, Петрушка?

Петрушка: Да.

Воспитатель: Наш герой зайчик, в конце концов, перестал хвастаться И стал храбрым. Кто из вас помнит, как ворона отблагодарила зайца? («Вот ты и молодец. Не хвастунишка, а храбрец»). Давайте повторим (дети повторяют). И запомним правило: не хвастайся даже красивым поступком. Давайте выучим об этом пословицу «Хорошее дело само за себя говорит». Ребята, а как вы понимаете значение этой пословицы?

Ответы детей.

6. Работа в тетрадях «Нарисуй то, что умеешь»

Разминка для рук: счет пальчиков до 5 и обратно. Самостоятельная работа детей. Итог занятия.