Вологодское кружево: мастер-класс, история, схемы и особенности. Вологодское кружево: особенности и техника плетения, история создания коклюшного кружева Основные особенности вологодского кружева

  • 14.12.2023

Вологодское кружево известно своей изысканной красотой и неповторимыми узорами далеко за пределами страны. Кружевницы затрачивают много часов кропотливой работы с коклюшками для плетения воздушных узоров и орнаментов, создавая уникальные изделия - салфетки, скатерти, шляпы, накидки, зонтики, пелерины и многое другое.

В статье расскажем, откуда появился такой вид искусства на Руси, как выполняются работы кружевницами, что необходимо знать начинающему мастеру про плетение коклюшками, какие материалы нужно подготовить, чтобы начать изготавливать даже простые кружевные вещи.

Искусство плетения вологодского кружева требует усидчивости, ловкости рук, терпения и аккуратности в работе. Даже небольшая ошибка способна испортить внешний вид изделия. Именно поэтому мастера используют специальную схему, которая носит название сколок. Как ее создавать и с ней работать, расскажем немного позже, а сейчас несколько слов об истории вологодского кружева.

Традиции

Придумали плетение из ниток французские и итальянские мастера еще в 16-м веке. В нашу страну привезли такие изделия русские князья, которые были очарованы воздушными кружевами. Традицию изготовления плетенных узоров продолжили мастера Вологодской губернии. Первое упоминание про вологодские кружева относится к 1820 году. Мастерицы-крепостные делали для помещиков украшения для одежды и белья.

Сначала женщины копировали узоры западных мастеров, но со временем начали воплощать в кружевах собственные творческие идеи. Количество мастеров росло с каждым годом, как и популярность такого искусства. Открывались фабрики, которые изготавливали изделия для продажи в Санкт-Петербурге и Москве.

Техника плетения вологодского кружева стала преподаваться в специализированных учебных заведениях, передалась из поколения в поколение. С начала 20-го века работы художниц выставлялись на выставках в Париже и Брюсселе, завоевывали золотые медали на различных конкурсах.

С появлением Интернета каждый желающий может научиться делать вологодские кружева. Рассмотрим и мы основы данного народного творчества. Для начала узнаем, чем эти кружева отличаются от любых других.

Уникальность техники

Основной особенностью вологодского кружева можно назвать наличие четкого разделения рисунка и фона. Орнамент представляет собой плавные широкие изгибы, напоминающие ленту, которая вьется непрерывной линией, нигде не пересекаясь. Это могут быть изображения цветов, птиц, животных и даже гербов или храмов. Фон при этом остается воздушным, невесомым, очень нежным. В итоге изделия получаются объемными и выразительными.

Народные промыслы вологодских кружев узнаваемы плетением длинной тесьмы, которая скрепляется "сцепками" или "решетками". Их мастера выполняют обычным вязальным крючком отдельно. Такие кружева называют "сцепными". Рисунки в такой технике получаются более разнообразные. Это уже не только цветы или растительный орнамент, но и всякие фантастические существа, геометрические фигуры, изображения людей и строений. Для плетения используют всего от 6 до 12 пар деревянных коклюшек (держателей ниток). Для тканных кружевных изделий их понадобится значительно больше (60 и более).

Есть мастера - "мерницы", которые делают кружево, создавая одновременно и рисунок, и фон. Это уже "парное" плетение. Часто оно представлено простыми мерными отрезками кружева. Из рулона отрезается нужное количество для декорирования одежды. Узоры в парных кружевах незатейливые, в основном это ромбы, треугольники, кружки и другие фигуры.

Элементы фона

Существует несколько вариантов заполнения фона для кружева:

  • "Насновки" - это детали, состоящие из плотных овалов или квадратов, заполняющих пустоты между изгибами тесьмы.
  • "Плетешки" - это узор, состоящий из тонких шнурочков, сплетенных в ажурную решетку.
  • Отвивные петельки на "плетешках" - это крученные нити, придающие фону большую воздушность.

Необходимые материалы

Для работы с кружевами нужно приготовить различные приспособления и материалы. Нити используют плотные и натуральные. Это хлопок или лен.

Основной инструмент для создания изделия - коклюшки. Это выточенные или резные деревянные палочки, у которых нижняя часть имеет утолщение, а сверху делается отделение для наматывания нити. Для каждого узора требуется разное количество коклюшек, поэтому покупать лучше целый набор (от 60 штук и выше). Делают их из клена или яблони, ели или калины. Долго будут служить можжевеловые.

Выполняют плетение на куфтыре. Это валик (труба из ткани), имеющий форму цилиндра. Для удобства он располагается на подставке - пяльцах. Наполняют валик соломой, опилками или овсяной шелухой.

Готовая схема узора из нитей называется сколок. Чертится он на белой или цветной бумаге и булавками крепится к валику. Тонкие "гвоздики" или булавки с бусинкой на конце во время работы будут удерживать нити. Их понадобится не одна сотня, поэтому на них не экономьте. Также для связывания тесьмы фоном понадобится вязальный крючок, размером 0,5-0,8 мм.

Сколки вологодского кружева

Это графическое изображение будущего полотна. Без такой схемы плетения невозможно сделать кружево. Раньше на подобные рисунки собирали средства всей деревней, бережно хранили и передавали от матери к дочери. Сейчас все намного проще. Сколок вологодского кружева можно просто скопировать из Интернета и отпечатать на принтере.

Для хранения его можно прикрепить на картон, а сверху положить лист кальки. Это значительно увеличит срок его службы, да и во время работы не будут пачкаться белые нити. Сколок должен иметь размер в натуральную величину. Точки соединения линий на схеме - это места размещения булавок.

Как нарисовать сколок самостоятельно

Сначала простым карандашом делается набросок линии, которая, нигде не пересекаясь, составляет непрерывный узор. Попробуйте сделать квадратную салфетку. Здесь не важны точные размеры, как, например, при плетении воротника или головного убора.

Чтобы получилась ровная широкая лента, воспользуйтесь плакатным пером. Обведите аккуратно линию, используя черную тушь. Это поможет понять, как будет смотреться узор на изделии. Потом переносится лента на другую бумагу через кальку двумя линиями, и вручную между ними размещают традиционные ломаные линии и точки, на которые будут прикалываться булавки. Зигзаги передают движение пары коклюшек внутри полотнянки.

Наматывание нити на коклюшки

Подготовка к работе включает наматывание нитей на деревянные коклюшки. Работают они только в паре, однако накручивание нитки происходит поочередно.

Рассмотрим подробнее, как это делается:

  • Удерживая в правой руке одну из парных коклюшек, левой прижимается нитка к узкому месту деревянной палочки.
  • Делается пару оборотов для укрепления конца нити.
  • Потом выполняют вращательные движения коклюшкой, чтобы на всю поверхность шейки равномерно намоталась нитка. В это время пальцами проверяют равномерность натяжения и распределение ее по всей длине.
  • Достаточно будет 3 метров нити. В конце делается петля, на которой будет прочно держаться палочка во время работы.
  • Дальше из мотка нужно отмотать столько же нитей и отрезать край ножницами.
  • Продолжение ее аналогично накручивается на шейку другой палочки.
  • Когда между коклюшками остается 20 см нитки, делается петля и надежно закрепляется вторая палочка.

Подготовка валика

Перед началом работы укрепляется сколок на валик. Для этого используют плотный картон, соответствующий размеру будущего кружева. Чтобы он не свалился с куфтыря, нужно его укрепить булавками по всем четырем сторонам. Затем на подготовленный картон прикрепляют сам сколок. Дальше предстоит кропотливая работа по накалыванию во все имеющиеся точки булавок.

Закрепление пары коклюшек

Закрепительная петля обеспечивает свободную работу коклюшек в паре, она прочно фиксирует намотку. Чтобы ее сделать, нужно, удерживая палочку в одной руке, большим пальцем хорошо натянуть нитку. Коклюшка заводится под ней, а верхнюю часть протягивают в петлю, чтобы ее затянуть. Так укрепляют все коклюшки, но длинной дугу не делают, чтобы коклюшка не свисала ниже куфтыря. Оставить необходимо примерно 15 см. Во время работы палочку держат за середину нижней ручки, к ниткам руками не прикасаются, чтобы они не испачкались.

Приемы плетения кружева

Перед началом работы по созданию кружева потренируйтесь в технике переплетения нитей между собой. На гвоздик вешается за середину нити пара коклюшек. Рядом прикрепляется еще один гвоздик со следующей парой коклюшек. В работе по плетению принимает участие сразу две пары палочек с нитками. Все узоры создаются переплетением нитей между собой. Это происходит перетаскиванием коклюшки с одного места на другое.

Рассмотрим два основных приема работы с нитями:

  • Перекинуть или перевить. Движение начинается всегда правой коклюшкой. Нитка с правого бока перекладывается поверх нити левой палочки в паре. Со временем вы должны научиться делать это движение одной рукой, используя только большой палец. В описаниях работы такое перекидывание обозначают печатной буквой "П". Витков может быть несколько, тогда в описании будет указано "П-П-П". Это означает, что перекидывание нитки делают 3 раза.
  • Скрестить. Обозначается в описании узора буквой "С". Данный прием состоит в перекладывании средней нитки левых коклюшек на среднюю нить правых. Крайние нитки остаются ровными, они пока не участвуют в работе. Держат коклюшки двумя руками, в каждой - по паре палочек. Выполняют данный прием переплетения обычно после перекидывания. В описании будет указано "П-С". Следите, чтобы движение было слева направо, то есть нитка слева должна лежать поверх нити справа. Также придерживайтесь во всех вариантах одинакового натяжения нити.

После прочтения мастер-класса вологодского кружева обязательно попробуйте сделать легкий узор, потренируйтесь накручивать нить на коклюшки, делать закрепительную петлю, перекидывать и перекрещивать нити между собой. Со временем научитесь выполнять небольшие задания. Дело не очень простое, поэтому придется набраться терпения. Удачи!

Вконтакте

Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие.

Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки. Особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм.


Маниту , GNU 1.2

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик, коклюшки, можжевеловые или березовые булавки, узор. Типичный материал для вологодских кружев - лён, отбеленный или суровый.

В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Немного истории

Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия.


Маниту , GNU 1.2

По официальным исследованиям (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.


И. Мартынов, Н. Черкасов , CC BY-SA 3.0

И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.


Semenov.m7 , CC BY-SA 3.0

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка».

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная - 600 м². В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Фотогалерея













Полезная информация

Волого́дское кру́жево

Отделка к платьям и белью

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки.

Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.

Элементы узора

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой».

Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных «насновками» в виде звёздочек и розеток.

В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами.

Расположение узоров

Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.

Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.

Орнамент

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.

В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки.

Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский музей-заповедник

Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодсоком музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Награды

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где и чему хорошему поучиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведет, показывает ему всякие диковины.
- Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит, - живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. И показывает кружевную скатерть. Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:
- Где же вы в своей стране видели березки да ромашки.
Это русское кружево из моей страны.

Быть того не может! - вскликнул король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри, не смотри - береза березой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались
- Виноваты мы ваше королевское величество. Не вели казнить, вели миловать. Не наших это мастериц дело, а у русских кружевниц куплено - у семи Катерин. Лучше них никто кружева не плетет. А называется это кружево - вологодское."

Сейчас можно услышать: «Ну, были кружева, и нет их - разве это так уж важно? Это ведь не рубахи, не платья, не пальто. Забава ведь, украшение...» Да, конечно, кружева - всего-навсего украшения. Вещь в обиходе совсем, можно сказать, не обязательная. Особенно сегодня. И все-таки женщины и девушки почему-то до сих пор не могут смотреть на них равнодушно: затихают, рассматривают, перебирают или гладят, и глаза каждой наполняются при этом таким светом и отрадой, что боишься рядом слово вымолвить, чтобы не спугнуть это удивительное чувство..

А в прежние времена точно такое же отношение к кружевам было и у мужчин. И во Франции, например, и в Испании и Фландрии вокруг этих ажурных украшений кипели такие фантастические страсти, и разворачивались такие хитрые и жестокие события, что их с лихвой хватило бы на десяток приключенческих романов. По кружевам сходили с ума, на кружевах разорялись, кружевные вопросы обсуждали государственные советы, короли, кардиналы и министры.

За кружева заточали в тюрьмы, били плетьми и отрубали головы. Кружева, как утверждают, даже спасли от нищеты целый народ, целое государство - Фландрию (современную Бельгию). И хотя в конце шестнадцатого и в семнадцатом веках их производилось уже огромное количество, лучшие из них по-прежнему стоили очень дорого, и король испанский Филипп III даже запретил своим подданным вообще носить кружева, дабы люди больше не разорялись на пристрастии к этому украшению.

Легкие, прозрачные, золотисто-желтые и черные кружева с тонкими узорами и разными мелкими «мушками» на тюлевых фонах и по сей день вырабатывают на тех старинных мануфактурах, и, как все кружева, они называются именами породивших их городов. Французские алансоны, валансьены и шантильи стали очень знамениты, но славу фламандских кружев им все же не удалось затмить.

Во Фландрии вообще считали и считают, что кружевоплетение родилось именно у них. Так это или нет, но во всяком случае, самое ныне распространенное плетение - на коклюшках - придумали действительно там. Главная же особенность фламандских кружев - их необыкновенная, почти воздушная тонкость и всегда очень изящный рисунок на так называемых снежных, мерцающих звездочками фонах.

Но почему же люди не останавливались ни перед чем из-за этих украшений? А вы посмотрите на любое женское платье, отделанное кружевами. Даже если их совсем немного, какая-нибудь узкая оторочка - и то это платье выглядит нарядным. А если кружев побольше - воротник, жабо или манжеты, например, - уже не важен и фасон платья, оно в любом случае очень торжественно, красиво и празднично. И чем их больше, тем больше ощущение праздника.

Да вспомните мушкетеров и их наряды в обильных кружевах. Ведь право же, они воспринимаются как участники какого-то грандиозного и бесконечного бала-маскарада, хотя были всего лишь солдатами. А персонажи знаменитых полотен Рубенса, Веласкеса, Франса Хальса, Ван-Дейка... Короли, камеристки, полководцы, врачи, торговцы, домохозяйки, шуты, пьянчужки... Разные сословия, разные лица и обстановка, но впечатление такое, словно жизнь каждого из них тоже была похожа на сплошной красивый праздник. А ведь это не так.

Жизнь в те времена отличалась средневековой грубостью, была полна нищеты, насилия и жестокости... Но люди не хотели замечать этого. Они, как и во все времена, хотели радостей, хотели чувствовать себя счастливыми и вот нашли украшения, которые как нельзя лучше подходили к любой одежде и делали каждого необычайно красивым, приносили ощущение вечного праздника.То есть каждый как бы стал носить праздники на себе. Все стали носить...И не просто красота и нарядность, а именно праздничная красота и нарядность - вот главные свойства любого кружева, его существо. И пока люди ищут радостей, они будут увлекаться кружевами…

Сейчас на вологодской кружевной фабрике работают всего несколько десятков кружевниц. Да еще несколько художниц - золотой фонд предприятия, - придумывающих рисунки и узоры. Это все, что осталось от многотысячной когда-то артели вологодских мастериц. Местное училище каждый год выпускает 30 юных кружевниц, но они по понятным причинам почти в полном составе уходят на сторону.

За последние несколько лет с предприятия уволилась половина работниц - ушли в торговлю, в кондукторы. Остались самые стойкие и творческие. «Уютные в своем промысле...» Когда дело по-настоящему взяло за душу, выплетают женщины свои узоры до самой смерти. «Ежели помру, так ты отнеси кусочек-то на фабрику, доплети», - просит бабулька свою внучку. Самой старенькой кружевнице-надомнице - 87 лет.

Так нужно ли России вологодское кружево? Нужен ли один из немногих оставшихся в стране промыслов, все еще не желающий уступать натиску валовой безликости. Думается, что нужен. Потому как ни в одной уважающей себя стране не бросают народное искусство. Как не выбрасывают на свалку полотна Ван-Гога и Веласкеса.
Это национальное достояние. В противном случае такая страна теряет славу, престиж, а из генетической памяти народа вымывается способность творить и народ становится бездарным.

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора. Его воспринимают как своеобразную метафору всего легкого и прозрачного, невесомого и хрупкого. Существует немало приемов и разновидностей плетения, но если речь идет о его производстве именно в России, то вспоминается именно вологодское кружево. Благодаря ему кружевницы стали известны во всем мире.

Если хотите научиться создавать кружевные шедевры своими руками – помните, вологодское кружево, как и вятское, с самого начала возникновения, плетется на коклюшках, а значит, первым делом нужно озаботиться поиском и приобретением оных. Картинки с образцами узоров, обучающие курсы и мастер-классы есть в интернете бесплатно – их можно и посмотреть, и скачать. Там же можно найти и сколки для воротников, или жилетки, основным мотивом которых станут необыкновенно прекрасные кружевные цветы. И кстати – если хотите привлечь к процессу детей – кружева можно не только плести, их можно рисовать! Уроки по декоративному рисованию тоже нетрудно отыскать во всемирной паутине.

Кружево уже давно перестало быть обычным элементом декора

Если сложные схемы осилить начинающим кружевницам будет сложно, то сплести простую сетчатую авоську окажется под силу. Здесь не применяются особые узоры, а соответственно справиться с коклюшками будет существенно проще.

Что необходимо:

  • коклюшки;
  • нитки;
  • наполненный опилками валик;
  • плетешок;
  • пенопласт;
  • миллиметровая бумага;
  • сколок;
  • иголки;
  • крючок.

Ход работы:

  1. Из пенопласта вырезать основу.
  2. Начертить на миллиметровой бумаге сетку.
  3. Полученный чертеж закрепить на пенопластовой основе.
  4. Намотать нитки на коклюшки и начать плетение.
  5. В верхний из торцов вколоть иголки.
  6. Навестить на них пары коклюшек.
  7. Обвязать верх будущей авоськи и концы ниток при этом спрятать в плетение.
  8. Ориентируясь на схему определить место будущих ручек.
  9. Зафиксировать в нижней части ручки.

Галерея: Вологодское кружево (25 фото)




















Как ткут вологодские кружева (видео)

Сколки вологодского кружева для начинающих

Сколок – это картина, которая представляет собой схему плетения. Именно на его основе и выплетается кружево.

Самый простой способ создания сколка – распечатать его на принтере. В дальнейшем нужно будет его прикрепить к картону и сверху наложить кальку. Благодаря таким манипуляциям удастся продлить срок его службы и сохранить изначальную белизну ниток.

Сколок обязательно должен быть выполнен в натуральную величину. Узор на нем изображен в виде точек и черточек. Дополнительно же рукодельница может прорисовать рисунок ходовой пары.

Точки на сколках указывают на места, в которых должны быть помещены булавки. Именно эти точки и используются в процессе плетения.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно. Каждая кружевница бережно хранит каждый из них, чтобы передать потом по наследству. Для новичков же подойдут самые простые из них.

Создать кружевной шедевр без сколка попросту невозможно

Имитация вологодского кружева крючком: легкая схема

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая. Это и является главной причиной того, что многие вязальщицы боятся прибегать к плетению. Если же овладеть искусством вязания тесьмы крючком, то удастся создать не менее красивые изделия.

Ход работы:

  1. Сначала набирается девять воздушных петель.
  2. Во втором ряду провязывается четыре столбца с накидом.
  3. Делается для фестона пять воздушных петелек.
  4. После этого работа переворачивается и провязываются столбики над столбиками, набирается пять воздушных стежков для фестона.

Техника выполнения вологодского кружева сложная и достаточно трудоемкая

Во всех последующих рядах действия повторяются, благодаря чему и создается тесьма с двухсторонними фестонами.

Шарф из кружева своими руками

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница. Несмотря же на простоту изготовления, выглядит этот необычный аксессуар изящно, красиво и благородно. Благодаря сочетанию текстиля и кружева удается создать настоящий шедевр.

Легкий, элегантный шарфик-снуд из кружева сможет сшить даже неопытная рукодельница

Что необходимо:

  • отрез любой ткани;
  • кружево;
  • нитки;
  • ножницы;
  • иголка.

Ход работы:

  1. Из ткани и кружева вырезать одинаковые прямоугольники, длина которых должна составлять ровно метр, а ширина – шестьдесят сантиметров.
  2. Вырезанный из ткани прямоугольник выложить на рабочую поверхность лицевой стороной вверх.
  3. Сверху выложить кружево и закрепить сразу же булавками.
  4. Наметать со всех сторон заготовку.
  5. Чтобы создать трубу, сшить пару длинных сторон.
  6. Пару открытых концов изделия пришить друг к другу лицевыми сторонами, но оставить при этом маленькое отверстие.

Вывернуть шарф на изнаночную сторону и зашить оставшееся отверстие.

Вологодское кружево: история искусства

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века. Принято считать, что зародилось оно в Европе, а именно в Италии и Франции.

Подражая европейским мастерам, крепостные в окрестностях Вологды начали плести кружево лишь в 1820 году. Историками установлено, что в этот период кружевные производства располагались во всех крупных губерниях. Именно оттуда изделия регулярно поставлялись в столицу и Санкт-Петербург.

В начале XIX века такая фабрика была основана в селе Ковырино помещицей Засецкой. На ней крепостные и выплетали очень тонкое кружево, предназначенное для отделки белья и платьев.

Спустя время изготовлением кружев начали заниматься не только в мастерских, но и в домашних условиях. Именно в этот момент искусство и стало по-настоящему народным. Кружевницы начали выполнять работы, которые полностью удовлетворяли запросы широкого круга местных жителей.

Появилось вологодское кружевоплетение еще в шестнадцатом веке, но переросло это искусство в промысел лишь в начале девятнадцатого века

Если в конце девятнадцатого столетия вблизи Вологды насчитывалось всего четыре тысячи мастериц, то всего спустя двадцать лет их количество увеличилось в десять раз. Еще же через десятилетие была создана профессионально-техническая школа, в которой и обучали будущих мастериц этому искусству.

В тридцатом году двадцатого столетия в Вологодской губернии был создан даже кружевной союз, а спустя пять лет – художественная лаборатория при нем. В этот период на кружеве и появились изображения, полностью отражающие реалии советского времени. В шестидесятом году было основано и объединение кружевниц «Снежинка».

В 2010 году в Вологде был даже открыт Музей кружева. В нем представлено более пятисот предметов, благодаря которым каждый может узнать о том, как основался и развивался этот художественный промысел.

Техника намотки нитей на коклюшки: инструкция для начинающих

Плетение на коклюшках требует огромного терпения. Начинающим же рукодельницам прежде всего нужно освоить технику намотки ниток. Именно этот процесс будет основной тренировкой этого качества. Используются при этом парные коклюшки, на которые и наматывается нить.

Ход работы:

  1. Одну из пары коклюшек взять в правую руку, а в левую поместить нить.
  2. Прижать пальцем кончик нити к шейке коклюшки и сделать вокруг нее пару оборотов. Таким образом надежно зафиксировать нитку.
  3. После закрепления нити ее нужно намотать путем простого вращения. Обязательно придерживать нить, чтобы она распределялась равномерно по всей коклюшке.
  4. Намотать около трех метров нити и закрепить ее петелькой.
  5. Отмотать от мотка еще столько же нитки и только после этого ее нужно обрезать.
  6. Свободный кончик таким же образом намотать на вторую из пары коклюшек и зафиксировать петелькой.

Оставить между коклюшками около двадцати сантиметров свободной нити.

Имитация брюггского или вологодского кружева: вязание крючком (видео)


1. ВОЛОГДА - ГОРОД КРУЖЕВНОЙ.

Вологда (ровесница Москвы) основана в 1147 году в 450 км к северу от российской столицы и расположена на обоих берегах реки Вологда, давшей имя будущему городу. «Вологда» можно перевести с угро-финского как «белая (чистая, прозрачная) вода».

Путь на Вологду из Москвы лежит через Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль и Данилов. Двигаясь далее на север, можно добраться до знаменитых Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей.

В Вологде известно более двухсот памятников истории, архитектуры и культуры. Забавно, что сохранившиеся деревянные дома часто украшены резьбой и декоративными элементами, напоминающими деревянное кружево.

На фото: Деревянное здание вологодской библиотеки. Фото 2013 года.

2. КАКОЕ ОНО, ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО?

Главным отличительным признаком Вологодского кружева является хорошо узнаваемый крупный узор, выплетаемый утолщённой нитью (сканью) в виде плавно изгибающейся («виляющей») ленты-полотнянки. Широкие ленты чередуются с участками прозрачного узорчатого плетения.

Часто используется орнамент растительного происхождения. Скань обычно белая, реже цвета неотбелённого льна или черная. Для создания рисунка используются изображения вееров, гребешков, цветов, деревьев, птиц.

Различают два вида Вологодского кружева. В первом случае элементы крупного основного рисунка из «полотнянки-вилюшки» примыкают друг к другу. Незначительные пустоты между ними заполняют косые диагональные сетки.

Во втором, более распространённом варианте, прозрачные участки с решётками из «паучков», насновок и плетешков играют не менее важную роль, чем основной рисунок, оттеняя и подчёркивая его динамичные изгибы.

3. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Для плетения Вологодского кружева потребуется плотно набитый цилиндрический валик-подушка ("куфтырь"), наполненный сеном, соломой, опилками и т.д., технический рисунок кружева на плотной бумаге («сколок»), коклюшки (вытянутые деревянные «катушки» особой формы с нитью) и комплект булавок.

Сначала сколок-рисунок закрепляется на валике. В элементы рисунка на бумаге втыкаются булавки. Кружевница перекладывает из руки в руку коклюшки с натянутыми нитками, обвивая закрепленные в точках рисунка булавки. По мере завершения элемента кружева, булавки переставляются в следующие точки рисунка.

По технике плетения различают численное, парное и сцепное кружево.

Численое кружево - самое простое. Выполняется даже без использования рисунка небольшим количеством коклюшек.

Парное - самое сложное вологодское кружева плетется по сколку большим количеством пар коклюшек - до нескольких сотен пар! Как в них можно не запутаться, непосвящённому зрителю совершенно непонятно... При его изготовлении, фон и узор выплетаются одновременно.

Сцепное вологодское кружево требует не более 6...12 пар коклюшек (что очень облегчает жизнь мастерицы). Готовые элементы сплетают («сцепляют») между собой при помощи, например, вязального крючка. Таким способом создают огромные скатерти или панно, над которыми одновременно работают десятки мастериц.

4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Считается, что слово «кружево» образовано от слова «окружать», т.е. украшать по кругу края текстильных изделий декоративной отделкой.

Техника кружевоплетения появилась в Вологодской области не позднее XVII века и была заимствована у кружевниц Италии и Фландрии (территория современных Нидерландов, Бельгии и Северной Франции).

В качестве самостоятельного промысла возникновение Вологодского кружева относят к началу XIX века. Примерно в это время в ряде помещичьих усадеб Вологодчины местные мастерицы начали плести ажурные украшения к одежде, подражая европейским кружевницам.

В крупных усадьбах создавались целые «кружевные фабрики», производившие продукцию для поставки в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.

Постепенно техника кружевоплетения перенеслась и в крестьянские семьи, превратившись в народный художественный промысел.

Перед революцией в Вологодской губернии насчитывалось около 40"000 кружевниц.

5. МУЗЕЙ ВОЛОГОДСКОГО КРУЖЕВА.

В 2010 году в особняке Сорокина-Брянчанинова (XVIII в.) с выходом на Кремлёвскую площадь, был открыт Музей кружева.

В экспозиции музея наглядно представлены все этапы зарождения и развития кружевоплетения Вологодского края и мировые тенденции развития этого промысла с конца XIX по начало XXI века.

В августе 2013 года на пути в Ферапонтово мы на несколько дней остановились в Вологде. Одним из первых посетили Музей кружева с его богатейшей коллекцией знаменитого Вологодского кружева и тончайших европейских кружевных изделий с золотыми и серебряными нитями.

Фотографировать в Музее кружева было запрещено, поэтому сделать памятные фото и познакомиться с работой кружевниц нам посчастливилось только в салоне-магазине кружевной фирмы «Снежинка».

В 2015 году вологодский Музей кружева по отзывам посетителей экспозиции вошел в десятку лучших музеев России.

Ознакомиться с работами вологодских кружевниц можно и в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,

6. ВЫСТАВКИ И НАГРАДЫ

Вологодские кружевные изделия не раз получали первые места на международных выставках в Париже и Брюсселе.

Неоценимый вклад в сохранение традиционных и создание новых узоров для кружев внесла потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова (1919-2006), работавшая долгое время главным художником кружевного объединения «Снежинка», а также её дочь, Надежда Валерьевна.

Отрадно отметить, что на Выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2017. Зимняя сказка» в московском Экспоцентре на Красной Пресне в декабре 2017 года вологодцы снова оказались на высоте.

По итогам конкурса в рамках выставки, кружевной зонт работы вологжанки Нины Сумароковой, студентки Губернаторского колледжа народных промыслов, занял почётное третье место.

7. КРУЖЕВО В ПОДАРОК.

Хотите подарить необычный подарок ручной работы, профессионально выполненный в лучших традициях народных художественных промыслов? Не тот, дискредитировавший себя "hand made", грубо изготовленный неумелыми руками и продающийся в местах скопления туристов по всему миру.

Подарите настоящее изделие из Вологодского кружева, выплетенное руками кружевниц на тихонько постукивающих деревянных коклюшках, точно так, как делали это их бабушки, и прабабушки...

В интернет-магазине ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка» ценовой диапазон подарков из кружева очень широк: можно приобрести кружевной воротничок за 2"640 руб, а можно купить жакет-болеро «Тюльпан» ручной работы за 170"000 руб.

Более того, можно включить фантазию и заказать изделие со своими пожеланиями и получить, к примеру уникальное кружевное панно с логотипом вашей компании.

В сувенирных магазинах при музеях иногда можно найти небольшие, но очень выразительные фрагменты или законченные изделия из Вологодского кружева ручной работы, размещенные на контрастном фоне в рамочке под стеклом.

Выбирайте, заказывайте и дарите дорогим вам людям настоящее!

8. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - НМПТ №3.


ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Номер заявки: 93042565

Дата государственной регистрации: 25.05.1994

Указание товара:
Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения. Для изготовления кружева используют льняные, шелковые, металлические, хлопчато-бумажные нити. В вологодском кружеве используются два вида техники плетения: парное и сцепное. Наиболее характерные узоры вологодских парных кружев строятся из повторяющихся в спокойном ритме четких, простых геометрических форм. Узоры кружев состоят из вписанных в ромбические формы прозрачных паучков, различных решеток, сеток, которые сочетаются с треугольниками или зигзагообразными мотивами более плотного плетения. Встречаются также круглые, реже овальные формы, заполненные звездочками, розетками, цветочными венчиками. В орнаменте вологодских сцепных кружев представлены старинные характерные мотивы: цветы с пятью и семью лепестками, крупные многолепестковые цветы, похожие на подсолнечники, и цветы, заключенные в круг или овал, листья разнообразной формы - то скромные трехлистники, то большие, напоминающие папоротник. Для вологодского кружева характерна и тема зимы, зимнего леса, снежинок. Рисунок кружева выполняют плотной полотнянкой со сканью или без нее, часто полотнянка переходит в сетку, что придает рисунку легкость, ажурность. Узоры вологодского кружева имеют плавные, мягко изогнутые линии, симметрично расположенные мотивы или раппопортно повторяющиеся элементы. Растительные, цветочные композиции или сюжетные сцены четко выделяются на легком ажурном фоне плетешковых решеток, отвивные петельки придают кружеву воздушность, а плотные насновки и паучки создают декоративность. Богатейшие орнаментальные традиции северного края способствовали формированию своеобразного изобразительного языка вологодского кружева. Вологодское кружево отличает особая элегантность, поэтическая образность, удивительная пластика орнаментов и их напевность.

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/2

Номер регистрации наименования места происхождения товара: 3

Номер свидетельства на право пользования: 3/2

Номер заявки: 200672522

Дата регистрации: 02.07.2007

Дата истечения срока действия свидетельства: 01.09.2016

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель свидетельства:
Закрытое акционерное общество Вологодская кружевная фирма "СНЕЖИНКА", 160012, г. Вологда, ул. Козленская, 119-а (RU)

Указание товара:
Кружева


г. Вологда

Продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью Вологодская кружевная фирма "Снежинка", 160012, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Козленская, д.119, корп.А (RU)

Дата, до которой продлен срок действия свидетельства: 01.09.2026

Дата внесения записи в Государственный реестр: 17.02.2017

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/3

Номер государственной регистрации: 3

Номер свидетельства: 3/3

Номер заявки: 2012743898

Дата государственной регистрации: 14.02.2014

Дата истечения срока действия свидетельства: 06.12.2022

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская кружевница", 160012, Вологодская область, г. Вологда, Советский пр-кт, 135Б (RU)

Указание товара:
Кружева, кружевные изделия

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
город Вологда

По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498