Взаимоотношения ученика с коллективом класса. Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками Отношения с одноклассниками не складываются

  • 05.03.2024

Школа — это место, где учатся и получают знания. Да, с этим не поспоришь. Но все не ограничивается только уроками, учителями и домашними заданиями. В школе ты проводишь большую часть своего времени и, хочешь ты того или нет, тебе приходится общаться с самыми разными людьми — твоими одноклассницами и одноклассниками.

Здорово, если класс дружный и ребята хорошо относятся друг к другу. Однако ты сама знаешь: какими бы хорошими ни были отношения в классе, нельзя избежать ссор, разборок и конфликтов. Кроме того, всегда найдется несколько учеников, которых недолюбливают. С ними не дружат и даже не общаются, а если и разговаривают, все сводится к дразнилкам, чтобы обидеть или задеть за живое. Быть отверженным — такого не пожелаешь никому.

Кто становится отверженным? Почему это происходит и что делать, если в их число попала ты?

Отверженные — клеймо на всю школьную жизнь?

В семье тебя воспринимают такой, какая ты есть. Родители любят тебя не за что-то, а просто потому, что ты существуешь. Конечно, ты привыкла, что к тебе относятся с любовью.

А в школе все иначе. Класс — это коллектив, в который необходимо влиться. И если ты чем-то отличаешься от других, то рискуешь быть причисленной к этим самым отверженным. В ход идут дурацкие прозвища, которыми награждают тех, кто чем-то выделяется из основной массы: маменькина дочка, зубрила, дурак, толстый, псих, ябеда... Внимательно прочитай следующий раздел. Возможно, среди перечисленных типов отверженных ты найдешь кого-то знакомого. Или даже себя.

Дурак, шут, клоун...

Иногда вроде бы безобидные прозвища так прилипают, что человека уже и не называют по имени. Мало кому приятно, если его называют дураком. Конечно, ты можешь обозвать так назойливого Иванова, который постоянно дергает тебя за косички или нагло списывает контрольные. Иванов, скорее всего, и внимания не обратит. Но если прозвище дурак намертво приклеилось к кому-то из твоих одноклассников, ему можно только посочувствовать. Наверняка и в твоем классе есть этакий клоун, который во время объяснения учителя кривляется, гримасничает и передразнивает его манеру говорить. Все хохочут во все горло над выходками дурака, но это лишь во время уроков. А едва прозвенит звонок, клоуна обходят стороной, и он остается в гордом одиночестве. Почему? Да потому что никто не хочет быть другом дурака! С дураком и разговаривать-то никто не станет, не то что дружить... Тем не менее сам шут рад бы общаться, да только не знает, как привлечь к себе внимание. Вот и получается, что пожалеть, может, кто и пожалеет, но до дружбы с дураком никто опускаться не станет.

Псих

Вряд ли кто-то из класса будет дружить с человеком, которого обзывают психом. Да и кому захочется общаться с тем, кто совершенно не владеет собой? Психи нередко в приступе гнева швыряют тетради и книги, а если получают замечание от учителя или плохую оценку, могут разрыдаться или, напротив, громко хлопнув дверью, выбежать из класса. Никогда не угадаешь, что будет делать псих в тот или другой момент. Именно поэтому дружить с психом никто не будет — мало ли, что взбредет ему в голову на этот раз!

Зубрила

Вот уж кого действительно не любят одноклассники, так это зубрил. К этим ребятам отношение изначально негативное. Хотя, казалось бы, в школу ходят для того, чтобы получать знания. Тогда почему зубрилы не в почете? Кто-кто, а уж они-то знают все на отлично!

Знают, только своими знаниями делиться не спешат. Зубрила тянет руку, когда никто из класса не знает ответ на вопрос учителя, на переменках он не расстается с учебниками, а все свободное время проводит за выполнением домашней работы. Но попробуй списать у него во время контрольной! Зубрила с умным видом заявит: «Дома надо было учить!»

Естественно, после такого желание спрашивать о чем- либо отпадает напрочь. Да и общаться с зазнайкой никто не будет, это уж точно.

Подлиза

Подлиза практически ничем не отличается от зубрилы. Тоже постоянно тянет руку, когда никто не знает ответа, тоже сидит с книжками, тоже не дает списывать. Разница лишь в том, что подлизы куда хуже зубрил. Они вечно пытаются услужить учителям, постоянно заискивают и доносят на других. Если в твоем классе учится подлиза, его наверняка недолюбливают. Хотя недолюбливают — мягко сказано! Тошно смотреть, как подлиза заискивающе улыбается, помогая дотащить тяжелую учительскую сумку или подсовывая на стол учителя очередную шоколадку. Дружить с доносчиком, ябедой и подлизой? Вряд ли кто-то опустится до такого!

Маменькин сынок

Тех, кого чрезмерно опекают родители (в особенности бабушка или мама), в классе дразнят маменькиными сынками или дочками. Таких ребят любят унижать и обижать, но не в открытую, а исподтишка. Еще бы: чуть что, маменькин сынок бежит жаловаться на вредных одноклассников, которые потом получают по полной. Даже если маменькиных сынков не Дразнят в открытую, дружить с ними мало кто соглашается.

Как не стать отверженной

Что делать, если в ком-то из перечисленных типов отверженных ты узнала себя?

Может, ты сама не понимаешь, чем навлекла на себя недовольство окружающих? Вроде никому ничего плохого не делала, а в результате в классе нет друзей. Хорошо, если одноклассники относятся к тебе нейтрально-равнодушно, но возможны случаи травли, побоев и еще чего похуже.

В школе существует свод неписаных правил, которые нужно выполнять, чтобы тебя уважали. Не знаешь, как надо себя вести? Здесь ты найдешь список того, что необходимо делать, учась в школе.

— Будь отзывчивой и сердечной. В этом мире многие заслуживают сочувствия. Пожалей бездомную собаку, которую обидели хулиганы, одноклассника, которого незаслуженно поругали, нищего без гроша в кармане. Если ты искренне сочувствуешь окружающим, люди будут тянуться к тебе и уважать тебя.

— Будь доброй. Как это ни банально звучит, доброта никому еще не мешала. Помогай друзьям, когда они в этом нуждаются. Не жадничай, угости соседку по парте яблоком, одолжи денег на проезд, дай однокласснику учебник или ручку, если он забыл их дома. Будь щедрой, но не заискивай, и ты никогда не прослывешь жадиной или подлизой!

— Помни: нет безгрешных людей. У всех свои недостатки, и если ты дружишь с человеком, принимай его таким, какой он есть. Не пытайся переделать лучшую подругу, не осуждай приятеля за невнимательность и рассеянность. Каждый человек уникален — согласись, если бы все были правильными и идеальными, жизнь стала бы очень скучной!

— Будь честна с окружающими. Люди ценят искренность, поэтому не бойся говорить правду. Одноклассники вряд ли будут верить тебе, зная, что ты постоянно врешь родителям или учителям. Ведь это значит, что с такой же легкостью ты можешь обмануть и их! Л общаться с нечестным человеком никому не хочется.

Однако существуют ситуации, когда очень сложно сделать выбор. С одной стороны, в интересах класса сказать неправду взрослому: если твоя ложь может спасти одноклассника от расправы (даже если он и заслужил наказание), сверстники расценят вранье как хороший поступок. А вот если скажешь правду, тебя могут счесть предательницей. С другой стороны, никогда нельзя молчать, если над кем-то издеваются.

Что делать, если ты не хочешь лгать, но и правду говорить не выход? В этом случае лучше всего промолчать. Тогда ты не предашь друга. Впрочем, выбор за тобой. Ты сама должна принять решение, кто для тебя важное — друг или кто-то другой.

— Не давай волю эмоциям! Истерики и слезы никого не красят. Ты же не маленькая девочка, чтобы рыдать из-за неудач. Иногда лучше промолчать и гордо удалиться, чем показывать свою слабость. Тогда, по крайней мере, ни у кого не будет повода назвать тебя плаксой или истеричкой.

— Ответственность — прекрасное качество. Всегда держи свое слово! Помни: нет ничего хуже, чем несдержанные обещания. Лучше не берись за дело, если не сможешь его выполнить.

Ответственно подходи к школьным обязанностям. Не увиливай от заданий, если не хочешь казаться безответственной и неспособной принимать решения!

— Будь решительной и смелой, всегда добивайся цели, даже если это трудно. Отвечай за свои поступки: если ты совершила ошибку, исправлять ее должна ты, а не мама или папа.

— Храни доверенные тебе секреты. Не опускайся до сплетен, злословят и сплетничают только подлые люди, трусы и лицемеры, да еще бабки у подъезда. Если ты недовольна поступком человека, скажи ему это в лицо! Ты ведь не трусиха, чтобы говорить гадости о человеке за его спиной? Не предавай друзей: предательство не прощают!

— Если у тебя есть какие-то убеждения, не меняй их по двадцать раз на дню. Постоянство во взглядах — важное качество! Но и не будь чересчур серьезной. Научись с юмором относиться к своим проблемам, ведь ты помнишь, что смех — лучшее лекарство! Умей посмеяться над собой. Ведь это искусство, которым владеет далеко не каждый. Если ты относишься к себе с юмором, это убивает всякое желание дразниться и насмехаться над тобой. А какой интерес смеяться над человеком, который и сам может посмеяться над собой? И все же не позволяй делать себя посмешищем для класса.

Если ты — отверженная

Но что делать, если, несмотря на все твои усилия и старания, одноклассники не принимают тебя? Если они не просто равнодушны и безразличны к тебе, а издеваются, или, того хуже, опускаются до травли и побоев?

Вот наши советы, если это коснулось тебя.

— Не отчаивайся и не паникуй! Нет ничего хуже паники, она, как известно, и корабли топила. Лучше всего обратись за помощью к взрослым. Но это должны быть люди, которые способны тебя выслушать, понять и предпринять конкретные меры. Издевательства и побои должны быть прекращены! Если твои обидчики просто услышат снисходительное «не обижайте других, это плохо», это на них вряд ли подействует. Почти наверняка результат будет прямо противоположным: избиения не прекратятся, а начнутся с удвоенной силой, а тебя, вдобавок ко всему, еще и доносчицей окрестят.

— Рассказывая о причинах травли, попытайся понять, чем она была вызвана. Если ты действительно совершила какой-то поступок, обидевший или подставивший твоих сверстников, честно расскажи об этом. Так или иначе все тайное станет явным, поэтому твоя объективность и справедливость сейчас тебе только на пользу.

❧ Помнишь, как в рассказе Виктора Драгунского Дениска вылил манную кашу на голову ничего не подозревающего прохожего? Ведь никто не послушал несчастного ребенка, которому опротивела такая еда, из жертвы он тут же превратился в лгуна.

— Если тебя обижают в школе, не отчаивайся. Найди для себя линию поведения, которая поможет пресечь издевки. Почему в классе устраивают травлю? Да потому, что просто учиться — скучно, вот и надо чем-то себя развлечь! Как? Подловить жертву на проступке, который показывает ее с невыгодной стороны, и начать преследовать на «законном» основании! Весело, уроки незаметно пролетят, а что еще надо для счастья?

Причем сопротивление ни к чему не приводит. Жертве сразу же напомнят, что она совершила и за что будет наказана. При этом суровость наказания значительно превосходит серьезность проступка. Предлог найден, можно издеваться в полную силу! И ведь на самом деле, иначе как издевательством, травлю не назовешь. Воспитанный человек никогда не опустится до такой низости, и ты не позволяй издеваться над собой!

Если понимаешь, что стала жертвой травли, немедленно обратись за помощью к взрослым. Не бойся рассказать, что над тобой издеваются. Иногда единственным выходом становится переход в другую школу. Помни: просьба об этом не малодушие и не попытка убежать от трудностей! Если ты не хочешь жить в постоянном страхе перед одноклассниками и стать забитой жертвой, это лучший вариант.

Но если перейти в другую школу невозможно, тебе нужно проявить мужество и решительность. Никогда не показывай своим обидчикам, что тебе больно и обидно, иначе они удвоят старания и начнут превращать твою жизнь в ад. В этом случае можно попытаться стать равнодушной к издевательствам. Лиши обидчиков удовольствия видеть твои страдания. Не обращай на них никакого внимания.

Но и молчание — не выход, его могут воспринять как проявление слабости. Если твои вещи отбирают, решительно требуй их назад, если тебя бьют, бей в ответ, не бойся дать сдачи! Возможно, если обидчики увидят, что жертва может показать зубы, удовольствие от преследований пропадет, и травля прекратится.

Если же все безрезультатно и травля не только не прекращается, но уже может нанести серьезный вред твоему физическому и психическому здоровью, не бойся добиваться справедливости! Обращайся в милицию, в прессу, к тем, кто действительно может тебе помочь. Иногда это единственный выход из положения. Помни: ты человек, которого должны уважать, и не позволяй никому издеваться над собой!

Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на собрании. Спасибо, что Вы нашли время прийти на нашу встречу. Начать собрание я бы хотела словами известного писателя А. де Сент-Экзюпери “Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в классном коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. Что делать? Итак, сегодня мы будем говорить о том, как помочь Вашему ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками. Я приглашаю к разговору педагога-психолога кризисного центра.

– Существует множество высказываний о дружбе, как мыслителей античности, так и современности. Все они пытались понять, что такое дружба:

“Единственный способ иметь друга – самому быть им”. – Эмерсон .

“Без дружбы жизнь ничто”. – Цицерон .

“Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, что бы он не нуждался в друге”. – Сенека.

– Мы с ребятами на классном часе обсуждали серьезную интересную тему "Друг, дружба, законы дружбы". Детям предлагалось подумать над вопросом, что значит “дружба” и зачем она нужна людям?

– Уверена, вы, как родители, хотите, чтобы у ваших детей были надёжные, верные друзья. А задумывались ли вы над тем, что же такое настоящая дружба? Согласитесь, ведь дружба дружбе – рознь. Наверняка, если вы сейчас проведёте “ревизию” своих знакомых, то увидите, что не все они подойдут под определение ДРУГА. В большинстве своём это всего лишь приятели – с ними можно общаться, куда-то вместе ходить, устраивать праздники и т.д., но если дело коснётся чего-то серьезного, то вряд ли от них можно дождаться помощи.

– Так и у ваших детей. Происходит путаница понятий “друзья” и “приятели”. Те, кого они называют друзьями, по большому счёту таковыми не являются, т.к. в младших классах дружба нередко складывается по случайным мотивам (живут рядом, сидят за одной партой, родители дружат и т.д.). С приятелями встречаются для занятий спортом, игры, прогулки или учёбы. А с другом обычно делятся своими мечтами, чувствами, заботами, переживаниями. И хотя приятельские отношения до 10-летнего возраста не перерастают до высот дружбы, тем не менее, приятели, как правило, называют себя лучшими друзьями.

Учитель: накануне классного часа я попросила ребят написать сочинение на тему “Мой друг” .

– Ответы учащихся дадут вам представление о характере межличностных отношений ребят. Так, для одних школьников друг, прежде всего, – это защитник (“не оставит в беде”, “защитит, если тебя бьют”, “всегда заступится, вытащит из беды”); для других друг – это помощник (“помогает, когда трудно”, “всегда поддержит”, “поможет справиться с учебой”). Немало детей выделяют друга в качестве партнера по игре, конструктивному общению (“С другом всегда играем вместе”, “С ним мы никогда не ссоримся”, “С друзьями всегда можно найти общий язык, даже если у нас разные мнения”). Друг выступает как партнер по доверительному общению (“Лучшей подруге можно рассказать секрет сокровенный”, “Другу можно верить”, “Ему можно рассказать про свою любовь”). Друг для некоторых ребят – это понимающий родной человек (“Этот человек тебя понимает”, “Друг всегда понимает тебя и верит”, “Друг – это тот, с кем неразлучен”, “Это лучший человек, не считая родителей”). Партнер по свободному времяпровождению – это тоже друг (“С другом можно хорошо проводить время”, “С ним всегда не скучно гулять”, “С другом я люблю ходить по магазинам, в кино, в любые разные места”).

– Таким образом, ответы дают представления о ценностных ориентациях ребят в межличностных отношениях, раскрывают социально-психологические потребности (в безопасном диалоге, в психологической поддержке, в установлении доверительных отношений, в конструктивном общении и т.д.). У каждого ученика степень выраженности потребностей и ценностные ориентации свои.

– Было интересно, как “видят” друга девочки, а как – мальчики. Общее в ответах девочек и мальчиков: друг – это человек : которому можно доверять (“рассказать секреты”, “тайну раскрыть”); с которым можно организовать совместную деятельность (“вместе гулять”, “сходить в гости”); который поможет в трудную минуту (“подскажет, как быть”, “поддержит”).
Различия во взглядах проявляются преимущественно в разных формах отношений. Девочки

выделяют такие качества друга, как умение сочувствовать, доверительно общаться; друг для девочек – это очень близкий человек, как брат или сестра.
То есть для девочек более значим и ценен эмоциональный компонент межличностных отношений. Мальчики же больше выделяют деятельностные характеристики взаимоотношений: “Друг заступится, если кто-то обидит”, “С другом можно поиграть в подвижные игры”, “Ему можно дарить подарки”.

Один ученик написал, что общается с друзьями не потому, что у них дорогие телефоны, что отличники, а потому, что ему с ними интересно.

Особенности дружбы в младшем школьном возрасте:

  • Складывается по случайным мотивам .
  • Отношения непрочные
  • : наблюдается быстрая смена друзей, симпатий и антипатий, зависимость от стихийных детских норм.
  • Требования
  • , предъявляемые к другу, ребёнок не всегда относит к себе .
  • Потребительское отношение
  • к дружбе
    : дружат за то, что “друг” и во всём соглашается, всегда даст списать и выходит гулять по первому зову. Главное в этих отношениях то, что друг может дать лично тебе.

К концу 4-го класса многие дети созревают для прочных дружеских отношений, взаимоотношения со сверстниками становятся более значимыми , чем учёба.

Это проявляется:

– Почему же не у всех детей есть друзья? От чего зависит выбор? Вполне может быть, что ребёнок неправильно подходит к выбору друга.

Необходимой предпосылкой для прочной дружбы, скорее всего, служит личный выбор на основе трудно определяемой симпатии .

Возможно, что такая симпатия зависит от недостатков, которые ребёнок смутно находит сам у себя и не видит у избранного партнёра : избалованный выбирает самостоятельного, трусливый – храброго, глупый – умного, т.е. свою противоположность. Подобный выбор, скорее всего, не станет основой прочной дружбы.

совсем без недостатков ? Такого не бывает и быть не может. В этом случае результатом поиска может стать либо невозможность найти друга, либо разочарование в нём.

А, может быть, ребёнок ищет друга по образу и подобию своему , только ещё хуже? С таким человеком дружба долго не продлится, его глупость начнёт раздражать, и всё закончится ссорой.

– Но всё-таки, как доказано психологическими исследованиями, подлинная основа для дружбы зависит от сходных черт, совпадения интересов, образа мышления.

Для того чтобы найти себе друга по душе, необходимо, прежде всего, разобраться в себе, в своих предпочтениях и недостатках, в самом понятии дружбы.

– А теперь поговорим о том, что мешает дружбе. Возможно, неумение устанавливать дружеские отношения связано с застенчивостью, неумением общаться, незнанием элементарных правил поведения . Кстати, если ребёнок очень закрыт, то одноклассники могут инстинктивно провоцировать его на агрессию, чтобы посмотреть, что он сделает в ответ, и оценить – это опасно или нет?

Может быть, ребёнок почти всегда ходит, нахмурившись , редко улыбается ? Захочется ли вам налаживать отношения с человеком, у которого постоянно плохое настроение?

Может, плохо учится ? Для начальной школы это очень важный показатель.

Часто обижается ? Обида – тоже вид агрессии, способ манипуляции людьми, не каждому понравится, если им будут манипулировать.

А, может быть, он зануда и плакса , жалуется по поводу и без повода? Таких, точно. Не любит никто.

Или паникёр , подвержен постоянному беспричинному страху ? Через месяц общения с таким человеком очень сильно устанешь. Мрачное, пессимистичное отношение к жизни может отвернуть от ребёнка друзей.

А, может, он хвастун или всезнайка ? Согласитесь, человек, который постоянно всех поучает и говорит, что может сделать лучше и рассказывает всем обо всём, становится просто невыносим.

Случается, что у человека нет чувства юмора . Это очень тяжело. В присутствии таких людей всегда напряжённая атмосфера. Окружающие боятся, как бы не обидеть такого человека случайной шуткой. Кстати, иметь чувство юмора – это не обязательно уметь веселить и веселиться. Это – прежде всего – способность противостоять жизненным трудностям, оптимизм, умение посмеяться, пошутить и над собой, адекватно принимая юмор и в свой адрес тоже.

А ещё не дружат с врунишками и злюками, грязнулями и жадинами, с завистниками и непорядочными людьми.

Что же нужно делать, чтобы найти друга?

Объяснить ребёнку, чтобы он:

  • не стеснялся быть добрым, чаще улыбался – к добрым и улыбчивым тянутся;
  • уважал и любил себя, тогда его полюбят и окружающие – если человек не любит себя, то кто его будет любить?;
  • был прост и естественен (в детской среде часто встречаются излишества).

Памятка для родителей

Со своей стороны вы, как родители, можете сделать следующее:

  • приглашайте в гости одноклассников вашего ребёнка, так вы лучше их узнаете и сможете контролировать и влиять на их взаимоотношения;
  • помогайте классному руководителю в проведении внешкольных мероприятий, это поможет сплотить класс и, кроме того, улучшат ваши с ребёнком взаимоотношения;
  • дайте ребёнку самостоятельность в выборе друзей и разрешении конфликтов, а если всё же вмешиваетесь, то выясняйте отношения не с обидчиком, а с его родителями, и не по телефону, а прилюдно – например, на родительском собрании;
  • учите не бояться ошибок, рассказывайте о своих проблемах в детстве, о том, как вы их переживали и как с ними справлялись, этим вы снизите излишнюю тревогу и напряжённость у вашего ребёнка, улучшите его поведение и привлекательность для сверстников;
  • разрешайте проявлять негативные эмоции, т.к. подобный запрет может вызвать сложности в установлении взаимоотношений с людьми (например, ребёнок будет избегать любых физических контактов, даже с целью защиты; на уроках физкультуры откажется играть в баскетбол; с опаской будет кидать “снежок”, сделанный из бумаги); человек, живущий полноценной жизнью, позволяет себе и радоваться, и гневаться; кстати, мальчишеские драки – это, в основном, результат потребности в тактильном контакте, т. к. удовлетворить эту потребность другим путём мальчики не могут;
  • подумайте, не являются ли ссоры ребёнка с друзьями следствием ваших ошибок в его воспитании: если дома он – центр вселенной, то ждёт такого же отношения со стороны других детей, добивается своего, провоцируя конфликты; если ребёнок заброшен, он испытывает обиду и злость – вымещает в ссорах накопившиеся в его душе чувства; если часто является свидетелем ссор между родителями или другими членами семьи – начинают подражать их поведению;
  • обсуждайте с ребёнком причины конфликтов с друзьями, постарайтесь сами стать для него другом;
  • объясните, что такое “кодекс дружбы”.

“Кодекс дружбы”.

1. Делиться новостями.
2. Оказывать поддержку, добровольно помогать в случае необходимости.
3. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе.
4. Доверять.
5. Защищать друга в его отсутствие.
6. Не критиковать друга публично.
7. Не быть назойливым, не поучать.

– Это совсем не значит, что, придя домой, вы скажите своему чаду: “С тобой не дружат, потому что ты … . Сейчас я тебя буду учить”. Лучше всего сказать следующим образом: “Я тебя очень люблю. Ты у меня замечательный, но иногда ты поступаешь не совсем правильно: … Если хочешь иметь друзей, попробуй сделать следующее: … Возможно, что не всё получится сразу, будут ошибки. Но ведь ты только учишься дружить. Я уверена, что со временем у тебя всё получится”.

– Благодарим за внимание. Надеемся, что наши советы, окажутся вам полезны, в воспитании Ваших детей.

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь-ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про-звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю-дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Здравствуйте!:) У меня есть довольно-таки серьезная для меня проблема. Не получается наладить отношения с одноклассниками. Начну по порядку. Я учусь в 9 классе. У нас нет конкретных изгоев, надо которыми издеваются, бьют, гнобят и прочее. Но у нас есть ребята, с которыми просто не общаются и пытаются делать небольшие гадости исподтишка...

И, к сожалению я оказалась среди них(. Не люблю это дело, но если себя сравнить с лузерами из нашего класса, то можно с полной уверенностью сказать, что я не такая. Я открытая, общительная, в меру уверенная в себе, не выгляжу несчастной забитой девочкой, красиво одеваюсь (часто это подмечают окружающие), слежу за собой, добрая, дружелюбная, отзывчивая и такая ситуация у меня только в школе. Вообще я оптимистка. У меня никогда не было комплексов и я никому не завидовала, правда правда:))) Раньше у меня была лучшая подруга, которую все ненавидят, даже мои родители, которые открыли мне глаза. Изначально я именно по этому начала общаться с ней, не хотелось поддаваться стадному чувству, да и она была новенькой. Потом я поняла, что она энергетический вампир. Сейчас из класса ни с кем не общаюсь. Я пытаюсь начать разговор, и все такое, но они меня не принимают((. Правда хочется отметить, что у меня с ними нет ничего общего и мне скучно с ними. Они все курят и пьют, у меня с ними разные ценности. Но мне очень хотелось бы найти с ними общий язык и общаться просто как с коллегами, чтобы было с кем общаться в шк. И ДА,Я НЕ ЗУБРИЛА И НЕ ОТЛИЧНИЦА, я обычная средняя ученица. Помогите мне, очень вас прошу:))))) За пределами школы у меня есть друзья, пусть и не миллионы, но те, которые есть любят, уважают и ценят меня. С рождения росла и купалась в любви, родители никогда не повышали голоса. из минусов - рассеянность, невнимательность, близко принимаю к сердцу, если меня что-то раздражает, то начинаю очень сильно огрызаться, могу сказать что-то очень обидное (в силу возраста, я абсолютно уверена в этом). Обычно в обществе я либо влиятельный человек, иногда и бываю лидером, во всяком случае проблем не возникает. Теперь о школе. По скольку я не ходила в садик - была няня, играла во дворе с друзьями, вы не поверите, но меня НИКТО И НИКОГДА НЕ ОБИЖАЛ, если мне память не изменяет. Как пришла в школу, сразу не приняли меня девочки, хотя я хотела подружиться с ними. Из-за этого стала дружить с мальчиками, играла с ними, по-дружески дралась, в общем мы дружили крепко, меня любили несколько мальчиков, от чего девочки сильно бесились. Но в 4 классе я захотела начать общаться с девочками и отделилась от пацанов. Но они меня и тогда не приняли, а плохого я им ничего не делала... не понимаю до сих пор почему так. С родителями у меня прекрасные дружеские отношения, общаемся на равных, очень их люблю. Почему у одноклассников такое отношение ко мне? Кстати практически у всех них плохая самооценка, пускают друг про друга грязные сплетни и так далее. Надеюсь что вы мне поможете).

Ответ психолога:

Здравствуйте, Майя!

Меня очень заинтересовал Ваш вопрос, потому что в нем так много противоречивых сведений! Поэтому мне самой хочется понять, что же можно сделать в такой ситуации!
Давайте будем разбираться вместе и по порядку!
Если я Вас правильно поняла, то Вы попали в классе в ту группу, которая не входит «в круг избранных, которых большая часть этого круга считает «лузерами». Вы не разделяете интересов этого круга, который по Вашим словам «курят и пьют и у Вас с ними разные ценности», но при этом для Вас является потребностью признание Вас этими посторонними для Вас людьми, с которыми Вы проводите хоть и большую часть времени, но все же не основную? Насколько я помню школу, там все-таки основное время занято учебным процессом, а перемены – достаточно малы для полноценного общения. По Вашим же словам у Вас вне школы есть свой круг друзей, в котором Вас и ценят и понимают и разделяют Ваши увлечения и ценности!
Майя! Зачем тогда Вам признание людей, которые даже в Вашем описании недостойны быть среди Ваших друзей? Может быть дело в том, что Вам как потенциальному «лидеру» очень важно признание такого «лидерства» всеми, кто волей-неволей входит в Ваш круг? Может это желание все-таки свидетельствует, что и Вам не очень комфортно в Вашем кругу «открытых, общительных, в меру уверенных в себе, не выглядещих несчастными, забитыми девочек, красиво одевающихся, которые следят за собой, добрые и отзывчивые»? Может Вас больше тянет к тем, кто пьет и курит, разделяет низкие ценности? Знаете, есть такое явление, когда от «морали и правильности» хочется «протестовать нарушая все ценные в Ваших кругах нормы и правила»? Может это тот случай? Только признаться даже самой себе Вы не можете.
Конечно, я считаю, что человек по сути своей существо социальное и ему тяжело находиться в кругу его не приемлющих! Но ведь у Вас есть круг, в котором Вы можете ощутить себя принятой! По Вашим словам это и родители и друзья вне школы!
Если Вы так уверены в себе, с высокой самооценкой, как Вы пишите, тогда, на мой взгляд, Вам совсем нет необходимости дополнительного подтверждения ее среди людей, которые по Вашим же словам такой высокой самооценкой не обладают. Им даже для того чтобы ощущать себя сильными нужно объединяться в такие группы, как в Вашем классе!
Прошу Вас еще раз хорошо обдумайте ситуацию, в которой Вы оказались и честно ответьте себе на вопросы, которые я Вам предлагаю! Если Вы увидите в себе «жизненную потребность» во что бы то ни стало оказаться в кругу не изгоев Вашего класса, тогда, наверное не все так хорошо с уверенностью в себе! А если все-таки такая необходимость не такая уж и необходимость, то продолжая демонстрировать Вашему школьному окружению Вашу уверенность Вы сможете справиться с отсутствием «друзей и подруг» в школе, а может быть Ваш пример независимости и самодостаточности сможет укрепить кого-то из Ваших одноклассников- «лузеров» как Вы их называете и дать надежду, что нет необходимости прогибаться под «требования большинства», а стоит оставаться с чувством собственного достоинства и отстаивать свое видение и мнение!
Не так уж и плохо быть «белой вороной», на мой взгляд! Обычно такие люди стают лидерами не только в душе, но и на деле, не просто кажутся ими, а доказывают это всем своим поведение! А за лидерами всегда идут те, кто был массой, у кого сложности с выработкой своего мнения и жизненной позиции! Им тоже нужен пример для подражания и идентификации!

К сожалению, не у каждого ребенка в школьном коллективе складываются дружеские отношения с одноклассниками, причем эта проблема психологического характера не зависит от возраста детей. Бывает так, что дети не воспринимают некоторых учеников в классе, начиная с начального звена, но чаще всего отношения усложняются в подростковом возрасте. Ребенок, являясь изгоем в коллективе, замыкается в себе, неохотно ходит на уроки, становится агрессивным, обидчивым, его легко задеть, казалось бы, самой безобидной фразой.

Причины плохих отношений с одноклассниками

Нельзя сказать, что проблемы в школе с одноклассниками являются причиной неправильного воспитания, даже несмотря на то, что именно родители влияют на формирование характера ребенка, учат его взаимодействию с социумом на своем примере. Зачастую сложные отношения с ровесниками могут стать следствием индивидуальных особенностей. Как утверждают психологи, отвергаемые коллективом дети в большинстве случаев сами становятся причиной того что стали жертвами нападок. Они с легкостью поддаются на негативное воздействие одноклассников (слова, поступки) выдавая ожидаемую реакцию. Если ребенка сложно обидеть, вызвать его эмоции, тогда вряд ли сверстники будут к нему «цепляться».

Бывает и так, что плохие отношения с одноклассниками становятся последствием того что ребенок не умеет общаться, он замкнут, молчалив, избегает диалогов, старается держаться обособленно. Скорей всего, дело в его семейной обстановке, сложных взаимоотношениях родителей между собой. Дружбе со сверстниками мешает и неумение общаться, а также незнание элементарных правил поведения. Например, если ребенок зажат, неприветлив, редко улыбается и не проявляет инициативу для общения, вряд ли кто-либо захочет с ним дружить.

Иными словами, отвергаемые дети не умеют осмысливать свои поступки, управлять эмоциями, принимать верное решение, как поступить в той или иной сложной ситуации. Они очень ранимы и уязвимы. Любой ровесник, проронивший грубое слово в адрес такого ребенка, незамедлительно становится его врагом, и, напротив, одноклассник, оказавший ему самую незначительную помощь или поддержку, становится лучшим другом в его мыслях. В свою очередь оказавший эту поддержку даже не подозревает об этом, не считая свой поступок героическим и удивляясь, насколько благодарен ему отвергнутый всеми товарищ. Замечено, что дети, которые не умеют находить контакт со сверстниками, стараются найти поддержку среди педагогов, жалуясь на своих обидчиков.

Как помочь ребенку решить проблемы в школе с одноклассниками

Вряд ли сложные в общении дети смогут самостоятельно исправиться и найти общий язык с одноклассниками. Поэтому на помощь должны прийти взрослые, а именно родители и педагоги.

На родительском собрании классный руководитель проводит беседу о том, как помочь ребенку найти друга, преодолеть застенчивость и побороть внутренний страх перед окружающими. Советы педагогов могут стать очень действенными.

Не всегда родители имеют представление о том, как проходят дни их сына или дочери в школе, как складываются отношения в коллективе и часто не знают о том, что их ребенок испытывает сложности. Если в его поведении прослеживаются некоторые странности, он редко приводит или вообще не приводит в дом друзей, не рассказывает о своей школьной жизни, об одноклассниках и вообще ведет себя замкнуто, стоит поговорить с классным руководителем и выяснить, все ли в порядке. Можно побывать на уроках, посмотреть, как ребенок ведет себя с другими детьми, общается ли с ними. В случае, если будут выявлены признаки того что ему некомфортно в школе, родителям придется озаботиться тем, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками.

Признаки того что школьника отвергают:

  • посещает школу без особого энтузиазма, старается найти причину, чтобы уклониться от уроков;
  • приходит домой из школы в плохом настроении;
  • весьма болезненно реагирует на критику и грубость;
  • не упоминает в разговоре с родителями о своих одноклассниках, либо говорит о них в негативном ключе;
  • не приводит друзей, никому не звонит, даже с целью спросить домашнее задание;
  • его также никто не приглашает в гости, не звонит.

Данные признаки свидетельствуют о том, что у ребенка проблемы в школе с одноклассниками, а значит, нужно помочь школьнику, ведь насмешки со стороны сверстников могут привести к серьезным психологическим заболеваниям.

Решение проблем с одноклассниками – задача непростая, но нужно направить все силы на ее решение, поскольку от этого будет зависеть дальнейшая судьба формирующейся личности, ее успех и благополучие. Человек на протяжении всей своей жизни проводит в социуме, вот еще одна причина того, что ребенка важно научить вести себя с окружающими. В школе решает, как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками психолог и классный руководитель, стараясь привлечь к этой проблеме и родителей.

Как наладить отношения с одноклассниками в 13, 14 и 15 лет

Что могут предпринять родители? С раннего возраста объяснять сыну или дочери, что улыбка и дружелюбие привлекают людей, поэтому нужно постараться вести себя приветливо, чаще улыбаться. Не стоит быть резким и грубым, но в тоже время важно уважать и любить себя, тогда и окружающие будут относиться с уважением.

Кроме того, родители могут приглашать в гости школьных товарищей своего ребенка. Полезно рассказывать на примере собственного опыта, о том, какие проблемы могут подстерегать в детстве и как их разрешать. Не нужно запрещать проявлять эмоции, пусть даже негативные, ведь эмоциональность – это то, что поможет установить правильные взаимоотношения с людьми, жить полной жизнью, радоваться и негодовать. Хороший результат принесет обсуждение родителей с ребенком причин конфликтных ситуаций со сверстниками, а также нахождение путей для их разрешения или предотвращения.

Задумываясь о том, как наладить отношения с одноклассниками, нельзя исключать и того, что бороться с проблемой придется долго, возможно даже придется перевести ребенка в другую школу, если его пребывание в стенах данного учреждения приводит к частым конфликтам с окружающими. Тем более, часто бывает так, что дети сами выбирают себе жертву среди тех, кто уязвим.

Многие родители, стараясь взять решение проблем с одноклассниками в свои руки, идут в школу разбираться с обидчиками ребенка, но так делать нельзя, поскольку это лишь усугубит ситуацию, дети будут продолжать вредить, только исподтишка. Лучше всего вынести этот вопрос на родительском собрании, либо научить ребенка самостоятельно разрешать сложные ситуации, непременно поддерживая его и помогая советом. При благоприятном семейном климате формируется успешная, уверенная в себе личность. Зная, что дома его любят, понимают и поддерживают, школьник легче переносит жизненные трудности, быстрее адаптируется в социальной среде.

Если ребенку с раннего возраста прививаются такие качества, как общительность, доброта, дружелюбие, отзывчивость, скорей всего перед ним не встанет вопрос, как наладить отношения с одноклассниками в 13 лет, 14 и 15. Родителям необходимо быть правильным примером для сына или дочери и всегда показывать, как следует вести себя с окружающими людьми.

Статья прочитана 20 549 раз(a).